Качество образования // Колонка

Учебники, хрестоматии, рабочие тетради, дидактические материалы не формируют навыки функционального чтения


Учебники, хрестоматии, рабочие тетради, дидактические материалы не формируют навыки функционального чтения
Фото: lazygirlchallenges.com

Научить умению использовать чтение для решения конкретных задач можно только в том случае, если мы учим на «конкретных задачах».

Это означает, что первое, чему нужно научиться нашему образованию, – это решать конкретные, а не учебные задачи.

Обучение в 1–9-м классах должно выстраиваться таким образом, чтобы дети понимали бы, что то, чему они учатся, нужно им сейчас.

Суть функциональности чтения не в особых методиках обучения ему, а в том, для какой задачи используется навык складывать буквы и знаки. То есть повышать квалификацию учителей и менять программы/учебные материалы нужно не в сторону освоения методик, а в сторону изменения содержания.

Будем учить читать рецепты, расписания и т.п., которые детям нужны, – получится функционально.

Будем запихивать привычную учебную жвачку в Российскую электронную школу (РЭШ) – по-прежнему будет не пойми что, потому что первична постановка задачи (бытовой, повседневной, профессиональной – понятной, поставленной самим читаемым, а не кем-то другим).

Из предыдущего тезиса вытекает следующий: ученик, чтобы поставить задачу для своего чтения, должен быть субъектом образовательного процесса, то есть иметь возможность ставить задачу обучения. Для этого субъектом должен быть и его учитель. Вот тут у нас очень слабое место.

Учитель давно себя субъектом не чувствует, потому что в погоне за «единым образовательным пространством» система образования отменила работу учителя в области изучения потребностей учеников (задача одна – сдать ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и др.) и составление собственной программы на основе полученных данных, отменила его право использовать разные учебные материалы, отменила его творчество. То есть повышать квалификацию нужно и в этой сфере. Только затрудняюсь сказать, чью квалификацию в этой сфере надо повышать. Задача управленческая, мне кажется.

Для московских школ (о других знаю хуже) серьезной проблемой стало обучение детей, не знающих русского языка. А это и есть работа в сфере функционального чтения – научить человека читать самое важное для него.

И вот тут совершенная тишина со стороны системы управления системой образования. Гробовая. Знаю только курсы, которые создают школы на местах, самостоятельно разрабатывая методики, программы и изыскивая финансирование. Повышения квалификации и нормальной программы в этой сфере просто нет.

Пара слов про РЭШ и другие цифровые носители учебного контента. Как и учебники, хрестоматии, рабочие тетради, дидактические материалы, созданные специально для школьного использования, они гораздо менее эффективны в сфере формирования навыков функционального чтения, чем работа с городским пространством, работа в открытом интернет-пространстве, потому что не являются материалом для решения повседневных задач человека.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube