Качество образования // Колонка

Функциональное чтение не формируется на уроках литературы

7 тезисов по поводу высказываний министра просвещения о функциональном чтении

Функциональное чтение не формируется на уроках литературы
Фото: dripimg.com

1. Функциональное чтение имеет очень мало общего с предметом «литература», оно гораздо в большей степени про математику, биологию, информатику, так как характеризует способность человека использовать умение читать в практической жизни. Лучше всего этому учит решение задач, работа с неадаптированными текстами, поиск информации в открытых источниках.

2. Функциональное чтение не могло быть замеряемым в 1986 году: просто его тогда никто не замерял; практически все ныне живущие взрослые благополучно освоили навык функционального чтения без всякого специального обучения: умеем читать таблицы, графики, планы и даже инструкции, хотя с последними у нас есть некоторые проблемы – их, как правило, читают не до использования приборов, а после их поломки.

3. Термин «функциональное чтение» появился не в связи с чтением художественных текстов в школе, а в связи с необходимостью помогать взрослым читать документы, правила, расписание транспорта и т.п.

Речь идет о мигрантах и беженцах, не владеющих языком.

4. В PISA замеряют умение читать тексты нехудожественные, находить в них информацию; в России почему-то продолжают тренировать на сказках, притчах и т.п.

Особенно вредным в контексте функционального чтения выглядит итоговое сочинение и эссе в экзамене по русскому языку, которые строятся вокруг морально-этической тематики и предлагают использовать художественные произведения в качестве аргументов или примеров. Способность формулировать свои мысли, описывать явления, процессы можно и нужно на научных, публицистических текстах, продуктивно было бы и правовые тексты учить читать и писать.

5. Повторю: функциональное чтение не формируется на уроках литературы, так как этот предмет в большей степени относится к области искусства, эстетики, то есть связан с образами, средствами выразительности и эмоциональной сферой, а не с работой с информацией;

6. Еще одна причина низкого уровня навыков функционального чтения у российских школьников – фатальная зацикленность нашей системы образования на учебниках и учебных пособиях.

Учить надо на живом и жизненном материале, потому что функциональность в большой степени зависит от умения ориентироваться в незнакомом, непривычном, нестандартном.

7. Функциональное чтение теснейшим образом связано со специальными, коррекционными и компенсирующими методиками, потому что зачастую у учеников 5–9-х классов есть потребность в помощи психолога, логопеда, дефектолога, которые помогут ему диагностировать и скорректировать то, что «не дает» ему читать.

И в этом месте начинается новая тема: а правда ли наша начальная школа так прекрасна, как говорит министр, если к 5–6-му классу мы обнаруживаем немалое число детей, имеющих затруднения в чтении (фактически не владеющих грамотой)?


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube