Качество образования // Новость

В Самарской области проходит образовательная стажировка на базе лучших практик эффективного управления образованием

В понедельник, 29 октября, Самарская область открыла свои двери для представителей региональных и муниципальных органов управления образованием Ставропольского края, Республики Коми, Вологодской, Брянской, Тверской и Московской областей.

 В Самарской области проходит образовательная стажировка на базе лучших практик эффективного управления образованием

В рамках круглого стола была представлена региональная модель государственно-муниципального управления образовательными организациями Самарской области, обсуждены правовые, финансово-экономические, организационные условия перевода учредительства образовательных организаций на региональный уровень с сохранением полномочий по управлению имуществом образовательных организаций на муниципальном уровне.

По словам заместителя министра образования Самарской области Светланы Бакулиной, совершенствование системы управления образованием также заключалось в создании 13 образовательных округов и ресурсных центров в каждом округе. Это позволило повысить управляемость системы путем консолидации ресурсов, а также оптимизации каналов коммуникации (с 13 образовательными округами проще взаимодействовать, чем с 37 муниципальными образованиями).

Процесс перевода происходил в «ручном режиме» в рамках постоянной личной коммуникации с местными управленческими командами, поскольку необходимо было выработать взаимовыгодную модель и предусмотреть и устранить все сопутствующие риски.

Помимо повышения управляемости, удалось снизить расходы на содержание административного кадрового состава в 2,5 раза.

Примечательно, что эта модель реализуется в Самарской области, за исключением самой Самары и Тольятти. В этих городах была выбрана модель усиления государственного участия в управлении образованием посредством заключения регионально-муниципальных соглашений. Однако не исключается в дальнейшем использование в городах модели регионального учредительства.

В круглом столе приняли участие представители пилотных регионов, выбравших модель регионально-муниципальных соглашений в качестве основной, и в своих моделях они также могут опираться на опыт Самарской области.

На второй день стажировки участники встретились с министром образования Самарской области Виктором Акопьяном на базе школы «ОЦ “Южный город”» в поселке Придорожный. Министр поделился видением реализации проекта, рассказал об истории и специфике реализованной модели.

Отдельное внимание он уделил сетевой форме реализации образовательных программ.

Так, была отмечена необходимость реализации сетевых форм при очевидной недостаточности правового регулирования, необходимость нормативно-модульного принципа финансирования реализации образовательных программ в сетевой форме. Виктор Акопьян отметил, что внедрение таких форм возможно только при формировании единого образовательного пространства, которое может обеспечить только субъект Российской Федерации.

Школа «ОЦ “Южный город”» рассчитана на 1,5 тыс. детей, но уже сейчас в ней учится около 2,5 тыс. детей. Все дети в основном из нового микрорайона «Южный город», который был построен пять лет назад. «Все – от дизайнерских решений до архитектуры школы – разрабатывалось вместе с директором, застройщиком, территориальным управлением образования в режиме постоянного диалога», – отмечает директор школы Владимир Кильдюшкин. В итоге школа была включена в перечень типовых проектов, который уже используется в других регионах. Школа также участвует в сетевом взаимодействии с другими учреждениями культуры и спорта.

«Основное преимущество нашей модели – точное распределение приоритетов между разными уровнями управления», – считает Светлана Сазонова, руководитель Поволжского управления Министерства образования и науки Самарской области.

Так, при реализации модели региональные власти и директор школы отвечают за содержание и качество образования, а муниципалитет – за хозяйственное обеспечения процесса.

При этом директор школы никогда не отдаляется полностью от административно-хозяйственного обеспечения образовательного процесса. Например, при необходимости быстрого реагирования (поменять лампочку, произвести быстрый ремонт) это реализуется силами образовательной организации.

В ходе экскурсии и обсуждения участники активно интересовались различными аспектами реализации модели. Живо обсуждались такие детали, как, например, распределение ответственности за организацию медицинского обслуживания детей.

В школе «Южный город» медицинский блок полностью передан в пользование центральной районной больнице, с которой школа заключает договор. Больница уже, в свою очередь, оказывает услуги и осуществляет лицензирование.

Заключительная часть стажировки прошла на базе Дома учителя – ресурсного центра городского округа Новокуйбышевск. Дом учителя в Новокуйбышевске был задуман как центр, в котором педагоги округа могли пройти повышение квалификации, получить полную методическую и психологическую поддержку, взаимодействовать друг с другом и перенимать опыт. Строительство центра стало возможным благодаря привлечению средств благотворительного фонда «Виктория».

Участники познакомились со структурными подразделениями, а также с опытом реализации модели, представленным муниципальными властями, руководителями Поволжского и Юго-Западного образовательных округов, руководителями организаций – балансодержателей муниципального имущества образовательных организаций. Участникам была предоставлена возможность познакомиться с региональной моделью на всех уровнях – региональном, муниципальном и уровне образовательной организации.

В рамках последнего дня стажировки участники представят свое видение моделей, разрабатываемых в регионах, на основе опыта, представленного в Самарской области.



Новости





























































Поделиться