Доктор Доменик Дюпань, по его собственным словам, в детстве был непоседой. В школе из-за этого он испытывал трудности: учителя говорили, что он мог бы учиться лучше, что ему не хватает внимания. В 12 лет он консультировался с психологом, тот отметил его ум и богатое воображение и в то же время недостаток усидчивости, но не смог поставить правильный диагноз, поскольку в 1970-е годы такого диагноза просто не существовало.
Только в 44 года, когда, бросив курить, доктор Дюпань испытал сильные затруднения с концентрацией внимания и поговорил со знакомым психиатром, который сам страдал тем же синдромом, он наконец узнал, что у него СДВГ. Вот уже 18 лет он ведет форум для таких, как он. По его словам, трудно себе представить, сколько чепухи и глупостей пишут о синдроме СДВГ. Психоаналитики повторяют теории, близкие к тем, которые причинили много вреда детям-аутистам. Причину того, что ребенок испытывает трудности, видят в том, что у него нет отца или мать чересчур властная…
В случае с доктором Дюпанем все обошлось: в подготовительной школе его считали необычайно способным, а в начальной возникли проблемы, но у него были способности к естественным наукам. Дело в том, что он может достаточно долго заниматься только тем, что его действительно интересует, и память у него избирательная. Он смог стать врачом-терапевтом, у него частная практика, то есть нет необходимости подчиняться начальству или расписанию. По словам доктора, для него это идеальная профессия.
С точки зрения Дюпаня, СДВГ – не болезнь, а характер человека. Такой темперамент был уместен в доисторические времена, охотнику или воину энергия, активность и интуиция были полезнее, чем внимание и усидчивость.
Но современному ребенку с синдромом СДВГ, если он учится в обычной школе, придется столкнуться со многими препятствиями. Для многих такие испытания становятся роковыми: они ломаются, бросают школу, не могут приобрести профессию… Поэтому, утверждает доктор Дюпань, для детей с СДВГ нужны особые школы. Обычная школа им не подходит. Она больше ориентируется на учителей, чем на учеников, и мало кто из педагогов сам страдает СДВГ. Детей с СДВГ вынуждают адаптироваться, многим это удается, но далеко не всем.
По мнению доктора Дюпаня, уроки в специализированной школе для детей с СДВГ должны быть очень короткими и живыми. Необходимо использовать много видеоматериала, устраивать дискуссии, обязательно вводить разминки. Классы должны быть небольшими, домашние задания следует исключить, и в идеале половина педагогов должны сами страдать этим синдромом.
Разумеется, и в обычной школе учителя обязаны уметь распознавать детей с СДВГ и иметь представление об этом синдроме, то есть такую информацию следует включать в программу профессиональной подготовки педагогов. По словам доктора Дюпаня, в том, что сейчас это не так, виноваты не учителя, просто Министерство образования плохо делает свою работу.
Перевод Александры Ратай