Подводя итоги
Этот год был первым послекризисным, когда наша экономика начала расти. Правда, из последних 10 лет на кризис пришлось 6 лет, и если верить известному эксперту Константину Ремчукову, с 2008 по 2016 годы наша экономика выросла всего на 1,7%, то есть прибавляла по 0,2% в год. И наше отставание от мировой экономики все это время продолжалось и усиливалось.
Это не могло не сказаться на ситуации в образовании. Бюджет на образование в 2016 году рос медленнее инфляции: доля ВВП на финансирование образования соответственно уменьшалась.
Уменьшилось количество педагогов, довольных условиями и оплатой труда, увеличилось количество недовольных.
Отчеты правительства о выполнении майских указов президента, мягко говоря, преувеличены. Напомню, что, по данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в 75 из 85 регионов России майские указы в части обеспечения заработной платы не выполняются.
Кстати, не только учителя испытывают проблемы. По оценкам Росстата, средняя зарплата врачей – 53 тыс. рублей, по данным ОНФ – 53% врачей получают меньше 25 тыс. рублей в месяц.
То есть ситуация еще хуже, чем в сфере образования.
1 мая президент Владимир Путин подписал инициированный мною и группой депутатов закон, отменяющий бюрократическую норму, которая обязывала абитуриентов с инвалидностью при поступлении в вузы представлять заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний к обучению.
Правда, в этом же году Госдума отклонила мой законопроект «Об образовании для всех», который содержал, как мне кажется, предложения по решению ключевых проблем российского образования.
Сравнительная таблица действующего Закона «Об образовании в РФ» и Закона «Образование для всех» размещена на сайте.
В этом году министр образования и науки Ольга Васильева продолжала попытки реализации тех установок, которые были заявлены при ее вступлении в должность. Но, как мне представляется, интенсивность этих попыток поубавилась: возможно, Ольге Юрьевне объяснили, что министр в правительстве – не всегда такой свободный человек, как многим кажется, он член команды, который проводит общую линию.
Хочется пожелать, чтобы в следующем году попытки министра вернуть лучшие традиции отечественного образования продолжались и усиливались.
Напомню, что в этом году мы отмечали столетие Октябрьской революции. Причем, при разном отношении к этому событию и советскому опыту, большинство экспертов признают достижения советской системы образования. При этом подчеркну: формула успеха образовательной политики – это лучшие отечественные традиции плюс новейшие технологии.
Поэтому запуск проекта «Современная цифровая образовательная среда» в этом году я расцениваю как положительный факт.
В целом, я думаю, прошедший год был для образования не худшим, но и не лучшим.
Серьезным образом поменять образовательную политику в интересах ученика и педагогов пока не удалось.
Заглядывая в будущее
Перед новым годом ожидания бывают двух типов: реалистические и… новогодние.
Если говорить о реалистических ожиданиях, то хочу подчеркнуть: бюджет 2018 года – лучший, принятый Госдумой за последние годы.
Если прежде реальные расходы на образование сокращались, начиная с 2012 года, то в следующем году они, пусть незначительно, но вырастут, превысив ожидаемую инфляцию.
Кроме того, Минфин выделил средства другим ведомствам и регионам на осуществление майских указов президента. Боюсь, они не будут выполнены в полном объеме, но реальную прибавку к зарплате педагоги обязательно получат.
Беда в том, что в 2019 и 2020 годах Минфин предлагает эти проблемы решать регионам самостоятельно, без помощи федерального бюджета.
Педагоги старшего возраста часто задают вопрос: когда будет возобновлена индексация пенсий работающим?
В следующем году индексация пенсий составит 4%, что чуть выше инфляции, но работающих пенсионеров, в том числе педагогов, это, увы, не коснется.
Мы ожидаем, что в следующем году будет запущен проект «Цифровая школа».
Надеюсь также, что будет ослаблено давление на российские вузы, поскольку, по моей информации, в Рособрнадзоре пришли к выводу, что плохие вузы в основном закрыты. Хотя с сожалением приходится признать, что под горячую руку попали в том числе и хорошие вузы.
Упорно обсуждаются предложения экс-министра финансов Алексея Кудрина о так называемом «бюджетном маневре», согласно которому часть расходов на силовые структуры будет передана на развитие человеческого потенциала.
Понятно, что в следующем году появится новое российское правительство, и я желаю, чтобы в его составе сохранились две Ольги Юрьевны – Голодец и Васильева.
Пожелания
Предстоящий год – это год Золотой собаки.
Поэтому хочу пожелать разным категориям наших читателей:
– женщинам, которых в системе образования большинство, я хочу пожелать, чтобы мужчины их защищали, как Волкодавы из знаменитого романа;
– мужчинам пожелаю, чтобы даже в Год Собаки их лучшим другом была не собака, а любимая женщина;
– детям – как можно больше «щенячьих радостей»;
– властям – больше заботиться о гражданах и не забывать, что «собака бывает кусачей только от жизни собачьей»;
– начальникам – не устраивать подчиненным «собачью» жизнь;
– подчиненным – чтобы начальники как можно реже срывались с цепи.
А всем – как можно меньше собачиться и как можно чаще вспоминать принцип Яна Амоса Коменского: «Сначала любить – потом учить».