Занятия дополнительного образования для особенных детей организованы в Республиках Алтай, Дагестан, Крым, Астраханской, Калужской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Тюменской, Свердловской областях, Забайкальском, Краснодарском, Хабаровском краях, Ненецком АО, Москве.
Волонтеры проводят занятия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами по различным направлениям: спорт, прикладное творчество, художественные занятия, робототехника и др. Так, в Хабаровске на базе школы-интерната № 2 открылась секция по мини-футболу для слабовидящих воспитанников. В Пензенской области начал работу кружок драматического искусства — в коллективе есть специальные группы, где успешно занимаются дети с синдромом Дауна и расстройством аутического спектра. В Первоуральске Свердловской области общественники создали на базе спорткомплекса секцию по игре в бочче (игра с мячом на точность) для детей с инвалидностью. В Кургане открыли кружок танцевальной реабилитации для детей 4–15 лет на базе Дома молодежи — его участниками стали около 20 детей, в том числе инвалиды. В Калужской области открылся кружок «Биогеошкола» с дистанционным обучением детей с ОВЗ и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В некоторых кружках создаются инклюзивные группы.
– Инициатива добровольцев — ответ гражданского общества на неудовлетворительное положение в сфере дополнительного образования детей с ОВЗ. По данным Росстата, в прошлом году в дополнительное образование были вовлечены только 1% детей-инвалидов из общего числа детей, посещающих кружки и секции. При этом в общей численности детей с инвалидностью их доля составила 29%. В целом из-за крайне малого охвата дополнительными программами снижаются возможности для таких ребят влиться в интересную жизнь сверстников, почувствовать себя полноправными членами общества, стать в будущем художниками, архитекторами, музыкантами, математиками, физиками, – отмечает координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
На причины низкого охвата детей с особыми потребностями секциями и кружками указали родители в ходе мониторинга доступности дополнительного образования, проведенного ОНФ среди 22,5 тысячи респондентов. Участники опроса указали на такие проблемы, как полое отсутствие возможностей бесплатного допобразования для детей с инвалидностью в их городах и даже нехватку платных кружков; недостаток квалифицированных педагогов для работы с детьми с ОВЗ; отсутствие полноценной инфраструктуры для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в организациях допобразования.
По информации пресс-службы Общероссийского народного фронта