Педагоги на занятиях в новом формате постараются сформировать у школьника умения и навыки, которые потребуются ему в высокотехнологичной среде мегаполиса и могут пригодиться в будущей профессии. Причем даже гендерный подход уроков «девочки шьют фартуки, а мальчики собирают табуретки» остался в прошлом.
Несколько поколений горожан, по словам заместителя главы Департамента образования Москвы Татьяны Васильевой, привыкли к тому, что мальчики на уроках труда и технологии занимаются «изготовлением табуреток», а девочки – приготовлением простых блюд и «пошивом фартуков». Этот набор занятий, во-первых, сегодня малоинтересен молодым москвичам, а во-вторых, позволяет получить минимальный набор навыков, которые затем могут никогда не пригодиться человеку во взрослой жизни. Кроме того, педагоги уже поняли, что уроки технологии в школе в современном мире не могут ограничиваться только технологией вещей. Для того чтобы модернизировать устоявшуюся систему и добавить в нее динамики, решено было предложить организовать школьные уроки технологии колледжам. «Появилась идея приблизить школьный урок технологии к реальной жизни. Мы предложили колледжам реализовывать уроки технологии для тех школ, которые находятся рядом, – говорит Васильева. – Этот проект реализуется с прошлого года, в 2016 году уроки технологии провели 26 колледжей для 57 школ, в этом году проект насчитывает уже 101 школу, 39 колледжей, в нем задействованы 7 тыс. московских школьников. Сегодня московские колледжи высокотехнологичные, это определяет интерес и выбор, мне кажется, это самый главный успех программы».
Главные принципы новой системы преподавания технологии – возможность применения знаний на практике, метапредметность, проектное обучение. Первый принцип понятен, и сейчас педагоги стараются учить детей тому, что им интересно и понадобится в жизни или в работе. Это превращает уроки труда в занятия по профориентации, на которых ученики могут познакомиться с разными профессиями и выбрать то, что им по душе. Метапредметность – более новое понятие для уроков технологии. Это объединение на одном уроке навыков, полученных на других, например на физике, геометрии, черчении и информатике, что позволяет не только достигать лучших результатов, но и закреплять теоретические знания на практических занятиях. Проектный подход позволяет школьникам придумывать и создавать реально современные и интересные вещи – например, квадрокоптеры, роботов, а не пресловутые табуретки – и учиться доводить задуманное до конца.
Например, в рамках образовательного проекта «Юные мастера» с сентября 2016 года некоторые школьники занимаются по курсу технологии на площадках столичных колледжей. Причем обучение идет с использованием инновационного, высокотехнологичного оборудования. А с января 2017 года ученики 6–7 классов некоторых столичных школ уроки технологии проводят на базе технополиса «Москва». Важная особенность – занятия в колледжах и технополисах позволяют школам сэкономить на покупке сложного и дорогостоящего оборудования, которое необходимо, чтобы сделать уроки технологии более технологичными. При этом в 2016 году для организации работы колледжей, обучающих школьников на своих площадках, из московского бюджета было выделено более 19 млн руб.
В Колледже железнодорожного и городского транспорта журналистам на днях показали, как проводятся занятия для школьников по направлениям «Ремонт автомобиля» и «Электромонтажные работы», «Мобильная робототехника», «Сетевое и системное администрирование». По словам директора колледжа Дмитрия Выдрина, в нынешнем учебном году уроки технологии проводятся для 450 учеников из девяти школ, а в ближайшей перспективе количество школ и школьников может быть увеличено в два раза. «Мы стараемся сочетать как традиционные, самые доступные технологии, так и современные технологии, за которыми будущее», – отметил директор школы № 293 Александр Глозман. По его словам, в последнее время меняется даже гендерный подход к планированию занятий по технологии – в результате при желании девочки могут выбрать занятия, которые позволят им работать с техникой, а мальчики – связанные с домашними делами.
Нужно отметить, что уровень преподавания в столичных колледжах и их оснащение позволяют московским студентам и выпускникам добиваться высоких результатов на международном уровне. В нынешнем году на мировом чемпионате WorldSkills в Абу-Даби представители Москвы 16–20 лет завоевали две золотые и две серебряные награды. В номинации «Ювелирное дело» золотым призером стал Никита Степин из колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, а в номинации «Экспедирование грузов» победителем стал Глеб Шмонин из образовательного комплекса «Юго-Запад». Серебряные награды получили Егор Костиков из Первого московского образовательного комплекса (в номинации «Парикмахерское искусство») и Николай Ларионов из колледжа современных технологий (в номинации «Обслуживание грузовой техники»). Городские власти объявили о том, что победители и призеры мирового чемпионата WorldSkills получат денежные премии из бюджета Москвы.«Я давал поручение увеличить денежные призы победителям мирового чемпионата по профессиональному мастерству, – сообщил мэр Сергей Собянин. – Они были абсолютно символические, когда ребята достигали мирового уровня. Они лучшие в мире в своих профессиях, и для того чтобы показывать такие результаты, приходится прикладывать очень много сил, энергии, умений, таланта. И они, конечно, заслуживают больших призовых выплат, чем было ранее». Каждый золотой призер получит единовременную выплату в миллион рублей,за серебро полагается 500 тыс. руб., за бронзу – 250 тыс. руб.