Качество образования // Тема дня

Исповедь педагогического дилетанта

Понятие homeschooling вошло в наш обиход сравнительно недавно. Герой нашего очерка – Алексей Семенычев, руководитель Ассоциации развития семейного образования – еще семь лет назад был обычным папой, дети которого посещали государственные образовательные учреждения. И, может быть, так бы все и шло своим чередом, если бы... Впрочем, начнем по порядку.
  • 13 октября 2017
  • 1

Исповедь педагогического дилетанта

«Если тебе надоело жить в своей стране, ты можешь уехать. Если тебе надоело работать на других, открой свой бизнес. Если тебе надоела твоя школа, открой свою. Можно даже дома».

(Из книги А. Семенычева «Я в школу не хожу! Хоумскулинг на русском»)

Это сладкое слово «свобода»

Жила-была семья: муж, жена и трое детей. Жена занималась детьми, муж – бизнесом. Так продолжалось до тех пор, пока в их дом не пришла беда, страшная болезнь лишила детей мамы. И Алексей остался один с тремя детьми.

Старшей дочери было 11 лет, среднему сыну 4 года, младшему – 1 год.

Трагедия перевернула жизнь семьи.

Дочь училась в школе очень тяжело: к вечеру накапливалась усталость, но приходила бессонница. Утро превращалось в тяжелейшее время, когда нужно было вставать и идти в школу с больной головой.

Как раз в то время Алексей познакомился с семейным образованием. И тогда ему показалось, что это совсем не сложно, и что учить дома детей – это прикольно, это интересно, это необычно, это выращивание свободных людей. Свобода в данном случае – ключевое слово.

Дело в том, что, как правило, семейным образованием занимаются люди, для которых понятие свободы имеет очень определенное значение.

Они рассуждают так: «Я свободный человек, живу по своим правилам. Своей жизнью. Тому же учу своих детей».

Так же думал и Алексей. Дети стали его жизненной идеей. Но надо было решать проблему воспитания.

Была потрачена уйма денег на покупку книг по педагогике, просмотрены бесчисленные материалы в Интернете.

С обучением было несколько проще: гуманитарные предметы он преподавал сам, по некоторым дисциплинам (алгебре, физике, химии, английскому) нанимал репетиторов.

В отличие от многих родителей-хоумскулеров, Алексей никогда не был учителем.

Он закончил школу с «тройками» и «четверками» и только с одной «пятеркой» – по истории. Это и определило его выбор: он поступил в историко-архивный институт, а потом получил еще одно высшее образование по специальности психолога-консультанта.

Но главным качеством, которое помогло ему в семейном образовании, стала привычка учиться и узнавать новое – иными словами, любознательность. Например, уже в зрелом возрасте он выучил английский, на котором теперь может довольно свободно общаться, и начал учить испанский, который не освоил до конца только из-за болезни жены...

В то же время Алексей признается, что по неопытности он наделал немало ошибок на первом этапе обучения дочери.

Главной своей ошибкой Алексей Семенычев считает то, что он забрал дочь Веронику из школы посреди учебного года, в феврале. Нужно было сразу готовиться к весенней аттестации, что стало стрессом для дочери и отняло много времени у него на подготовку.

Теперь он советует всем своим коллегам по homeschooling: если уж приняли решение забрать детей из государственной системы образования, делайте это по окончании учебного года или в самом начале. Самый лучший вариант – закончить класс в мае, забрать документы, летом начать спокойно готовиться к аттестации, да и ребенку в этот период проще перестроиться.

И еще – в одной из своих книг он предупреждает: «Свобода, конечно, уникальная штука. Дать свободу своему ребенку – удовольствие особое, но, пожалуйста, помните, что все ваши поступки должны быть взвешены и рассчитаны, вы должны учитывать все факторы: время, силы, наличие других детей, деньги, поддержка близких – всё должно быть учтено. Иначе ваши занятия превратятся в муку, вы проклянете всё на свете и вернетесь в школу. Будьте бдительны, граждане, и аккуратны!»

Новые тенденции

Алексей вспоминает, что в 2012 году, когда он забрал дочь из школы, семейное образование находилось в полуподпольном состоянии, там не было специалистов, экспертов, родительское сообщество было совершенно разрозненным: мамы на форумах сидели, рассказывали странные вещи друг другу... То есть это был хаос, и даже литературы по этой теме не издавалось никакой.

Положительные изменения, как не странно, произошли благодаря Закону «Об образовании в РФ», который очень сильно упорядочил ситуацию.

В статье 17 Закона «Формы получения образования и формы обучения» сказано:

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Внешкольное образование можно получить тремя способами: заочное, семейное и очное-заочное образование. В первом случае вы прикреплены к школе и ежегодно сдаете аттестации. Во втором вы можете сдавать аттестации в свободном порядке в любой школе по договоренности. В третьем – часть уроков вы проходите в школе, часть дома. Все это мы и называем сейчас семейным образованием – семья несет ответственность за обучение ребенка.

Но перевод на семейное образование, однако, не означает, что ребенок сидит все дни дома (как думают многие). Семейное обучение чаще куда как более многогранно, чем обучение в школе. Это и репетиторы, и множество кружков и секций… Это обучение в семейных школах, в мини-школах, обучение в дистанционных школах.И, конечно, работа дома с родителями, и самостоятельные занятия.

Немаловажно и то, что Статья 44 Закона прописывает права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, что, по мнению Алексея Семенычева, заметно повысило активность родителей и осознание ими ответственности за воспитание своих детей. Более того, родители поняли, что они вправе требовать от школы качественного образования и воспитания своих детей.

Но по-настоящему переломным стал 2015 год, когда в Facebook появилась группа «Альтернативное образование в России» и состоялась первая конференция по семейному образованию и фестиваль «Весь мир – наша школа», на которые собрались педагоги, директора школ и, конечно, родители. Это были едва ли ни первые мероприятия, объединившие два когда-то оппозиционных лагеря.

По мнению Алексея, конференция стала стимулом к созданию семейных клубов, семейных объединений, проведению очень полезных семинаров.

Кроме того, школы стали иначе относиться к «хоумскулерам». Алексей вспоминает: когда он забирал дочь из школы, педагоги относились к семейному образованию резко отрицательно, а сейчас идут навстречу, и эта тенденция очень заметна.

Поэтому с оформлением сыновей на семейное образование ему было уже гораздо проще: сейчас средний сын учится на заочной форме семейного обучения в 4-м классе, а младший – в первом.

По мнению Алексея, семейное обучение позволяет быстрее выявить сферу интересов детей, их призвание.

Например, старший сын, по его словам, больше деятель, он любит бегать,конструкторы собирать, а младший – естествоиспытатель: биология, география – любимые предметы.

Однажды Алексей купил глобус, и младший сын предложил показать, как Солнце освещает Землю, как меняются зима и лето. Сын выключил свет, расставил лампы и начал показывать, как крутится Земля вокруг Солнца. Он где-то это прочитал или увидел, а теперь сам захотел рассказать.

По мнению Алексея, все это и называется homeschooling, семейное образование. Когда внутри самой обычной семейной жизни рождается процесс получения и знания, и опыта, и общения.

В 2015 году число «хоумскулеров» стало расти, появились семейные клубы и объединения.

Все это время Алексей набирался опыта, аккумулировал информацию по теме. Его приглашают на телевидение, берут интервью.

В марте 2017 года произошло важное событие: Алексей возглавил вновь созданную Ассоциацию развития семейного образования.

По его мнению, именно создание Ассоциации позволяет развивать движение за семейное образование в России и дает участникам этого движения ощущение сплоченности и уверенности в своих силах. Задача организации – поддерживать родителей, которые выбирают для себя и своих детей такую форму образования. А еще – содействовать развитию семейных школ и родительских объединений – и в простой ежедневной работе, и перед госорганами.

Алексей поделился собственным опытом и наработками других родителей в своих книгах: «Я в школу не хожу! Хоумскулинг на русском» (2015 г.) и «Педагогика дилетантов. Как учить детей дома и не сойти с ума» (2017 г.).

Сейчас Алексей занимается организацией мероприятий в сфере образования: конференций, фестивалей, семинаров. Эта деятельность позволяет обеспечить его семью. Много времени занимает работа в Ассоциации развития семейного образования (АРСО). Он много читает, путешествует с детьми и один.Еще по выходным водит авторские экскурсии по Москве.

И по-прежнему учит своих детей дома.

После окончания школы его дочь Вероника учится на мастера чайной церемонии и делает свой необычный проект по оригами «Бумажный город», проводит мастер-классы для детей, рассказывает о восточной культуре.

Алексей любит повторять: «Есть отличный афоризм: “Не воспитывайте детей. Они вырастут такими, как вы. Воспитывайте себя”».

Не в этом ли вся суть «хоумскулинга»?

Ольга Дашковская


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube