Качество образования // Статья

Технологический суверенитет страны VS псевдообразование и инфоцыганство

Ректор РосНОУ принял участие в заседании Совета Федерации по качеству платных образовательных услуг.
  • 22 октября 2025

Технологический суверенитет страны VS псевдообразование и инфоцыганство

20 октября в Совете Федерации прошел круглый стол на тему «Защита прав потребителей при оказании платных образовательных и псевдообразовательных услуг». Мероприятие было организовано Комитетом по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комитетом по науке, образованию и культуре СФ России. В нем приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, Общественной палаты РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, представители коммерческих и некоммерческих организаций, научно-образовательного сообщества и другие эксперты.

Объем платных услуг неуклонно растет. Если в 2021 году он составлял 792 750 млн рублей, то в 2024 – уже 1 125 604 млн. Активными потребителями платных образовательных услуг становятся будущие студенты, готовые учиться на коммерческой основе. Часть родителей заранее планируют в семейном бюджете расходы на дополнительные занятия для детей дошкольного и школьного возраста, кружки и прочее. Входят в группу и взрослые люди, стремящиеся к саморазвитию и смене сферы деятельности. При этом в сфере платных образовательных услуг, в особенности, оказываемых дистанционно, присутствуют различные нарушения, именно поэтому участники круглого стола единодушно настояли на том, что законодательная база, регулирующая права и обязанности сторон в сфере платных образовательных услуг должна быть пересмотрена и скорректирована. В качестве правовой дилеммы, в частности, рассматривается размытость определения и содержания такого понятия как «качество образования» – универсальные критерии его оценки отсутствуют и нередко носят субъективный характер.

– Критерии оценки и поддержки вузов разработаны с прицелом на крупные государственные вузы с государственной поддержкой. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 3 пункт 1) заявляет о недопустимости дискриминации в сфере образования, однако господдержки частных вузов не наблюдается. В системе высшего образования страны сложилась практика получения доходов с платной формы обучения: количество отчисленных бюджетников значительно превышает количество отчисленных платников. Между тем, критерии оценки вузов слабо соответствуют задачам достижения страной технологического суверенитета, негосударственный сектор образования сегрегирован, а нынешняя государственная политика в области высшего образования сталкивает частные вузы в маргинальную область, и это – проблемы, требующие незамедлительного решения на федеральном уровне, – заявил Владимир Алексеевич Зернов, ректор Российского нового университета, академик-секретарь РАО, доктор технических наук, профессор.

Одной из главных задач университета, по мнению ректора РосНОУ, помимо реализации воспитательной функции, является подготовка конкурентоспособного специалиста, востребованного рынком труда.

Вуз должен заботиться о более эффективном распределении ресурсов, а не заниматься «торговлей» дипломами. В качестве варианта проверки качества образования Владимир Алексеевич предложил ввести экзамен для выпускников вузов для понимания уровня освоения выбранной ими специальности при трудоустройстве. Количество высококвалифицированных научных работников, считает Зернов, должно стать одним из ключевых критериев рейтингования учреждений высшего образования. Вуз не должен заниматься исключительно дистанционным образованием, поскольку при этой форме обучения отсутствует основная структура, где генерируется и проверяется качество образовательного контента.

В проект решения по итогам заседания Совета Федерации, по мнению ректора РосНОУ, необходимо занести востребованность и уровень развития научных школ в высших учебных заведениях: эта мера, считает эксперт, способна автоматически избавить образовательное сообщество от «инфоцыган» и «псевдовузов».

Помимо прочего, академик-секретарь РАО предложил при выполнении задачи по достижению страной технологического суверенитета, опираться на идеи гениального ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, изложенные в его труде «К познанию России». По сути, знаменитый химик предлагал превратить вузы в двигатель промышленности, учить студентов на практике, решая реальные производственные задачи, готовить не чиновников, а инженеров и технологов – главную силу для технологического прорыва. Науку и образование Дмитрий Иванович, а вслед за ним – и Владимир Алексеевич советовал подчинить конкретным национальным интересам и развитию ключевых отраслей. В идеале, по задумке обоих ученых, вузы должны стать кузницей кадров и технологий для отечественной промышленности, чтобы Россия могла выйти на полное самообеспечение и не зависеть от иных игроков международных отношений и мировой политики.

Алёна Юрченко


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube