Что происходит? // Интервью

«Любая образовательная организация должна быть местом силы и для преподавателя, и для ребенка»


 «Любая образовательная организация должна быть местом силы и для преподавателя, и для ребенка»
Фото: uzopedia.ru

Московский международный салон образования в этому году вновь открыл полномасштабное выставочное пространство образовательных достижений и «откроет» свое второе десятилетие. О центральных темах, смыслах и содержании ММСО.EXPO-2024 мы поговорили с директором Салона Максимом Казарновским.

– В чем его популярность ММСО 11 лет назад и сейчас?

– Изначально выставочное пространство действительно представляло собой выставку образовательных достижений, в которой принимали участие все флагманские образовательные проекты и в дополнительном образовании, и в общем образовании, и в государственной политике, участвовало много образовательных организаций. Это был глобальный праздник образования, где мы создавали среду и атмосферу, в которой про всё можно было говорить простым человеческим языком с хорошим настроением. COVID внес свои значительные коррективы. Такой оффлайн-праздник сейчас, кажется, не всегда уместен, особенно в контексте последних событий. И выставка стала трансформироваться под воздействием внешних факторов.

В целом атмосфера в сфере образования стала более деловой. Мы сфокусировались на образовательных технологиях, на оборудовании для образования, на поставщиках разных решений и средств обучения, пособий, на установлении партнерских деловых связей в рамках выставки. ММСО.EXPO стал полноценной отраслевой выставкой, где встречаются заказчики и поставщики самых разных идей, проектов и оборудования.

Это, пожалуй, основное изменение, но от этого выставка не стала менее популярной, просто изменилась целевая аудитория. Люди, приходившие за эмоциональным праздником, сейчас приходят за профессиональными контактами и связями.

– Как меняется восприятие посетителей Салона? Не секрет, что возможности в доступе к информации, включая вопросы, связанные с образованием, конечно, изменились и стали гораздо обширнее. Тем не менее в прошлом году вы принимали полумиллионного посетителя. Что сегодня ожидают от таких масштабных мероприятий люди, которые туда приходят?

– В первую очередь люди приходят за мотивацией, за вдохновением и за расширением собственного представления о мире и о профессии. Мы регулярно проводим опросы по итогам ММСО, и именно эти три параметра, последние два года, всегда попадают в топ ответов респондентов. Таким образом, ММСО продолжает оставаться важным элементом профессионального развития и индикатором понимания того, как развивается сфера образования в России и мире. Более 50% посетителей отмечают, что ММСО – это одна из немногих площадок, которая действительно полезна для них в этом контексте.

– Переходя к смыслам и содержанию. На Салоне затрагивались темы Послания Президента, в котором было много нового для социальной сферы и, конечно, для системы образования.

– В послании президента ясно сказано, что нам нужно строить просветительскую конструкцию, из которой современному школьнику будет ясно, в какой мир, в какую экономику 21 века он вступает по итогам своего образовательного пути.

Центральным элементом «ММСО.EXPO» в 2024 году стал Форум «Развитие человеческого потенциала в интересах развития экономики России». Инициирована дискуссия о том, как развить человеческий потенциал через совместное проектирование персональной траектории ребенка – от детского сада до трудоустройства. В основу дискуссии заложен принцип расширения границ – от формата обучения ученика в конкретной организации к модели развития человека благополучного, адаптивного и осознанно конструирующего свою жизнь.

– Вы упомянули человекоцентричность и вопросы обеспечения кадров. Насколько остро кадровые вопросы сегодня стоят в образовании, прежде всего в системе школьного образования? И каковы пути их решения на Ваш личным взгляд?

– В основе любого разговора о развитии рынка труда центром является человек. Поэтому если какой-то проект не человекоцентрический, не исходит из интересов и свойств психики, потенциала конкретного живого человека, то он обречен на провал. Это короткий ответ про центричность всего, что нас окружает.

Возвращаясь к системе образования, проблемы с кадрами – вечные проблемы. Они существуют ровно столько, сколько существует сфера образования, и будут существовать ровно столько же. В чем, возможно, перспектива и надежда? Надежда заключается в том, что если мы расширяем разговор про образование, оно выходит за пределы собственного периметра и синхронизируется с запросами рынка труда.

Безусловно в образовательной организации потребуются компетентные сотрудники, которые смогут обеспечить эту преемственность. Решение заключается в том, что в систему образования могут и должны заходить (есть такое право, установленное регулятором) люди без педагогического образования, люди с рынка труда, которые могут как раз эту преемственность строить и расширять палитру возможностей для ребенка. Через привнесенные компетенции, привнесенный масштаб взгляда на эту синхронизацию.

К сожалению, потенциал решения проблемы с кадрами для образования лежит за территорией самого образования.

Возможно, это не отрицательный фактор. Может быть, это такая органичная траектория развития, когда привнесение новых идей и нового взгляда из внешнего периметра обогатит всю систему в целом новыми людьми и новой энергией. Но самое главное, возвращаясь к человекоцентричности, выгодоприобретателем всего этого будет ребенок, который получит дополнительные компетенции от своих педагогов.

– В этом году салон посещали иностранные делегации и представители. Расскажите об этом.

– В этом году на площадке выставки образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений были представлены новые производители и поставщики оборудования для сферы образования из Китая. Были и технологические платформы, и компьютерное оборудование, и IT, самый широкий спектр. Наши посетители смогли узнать о последних трендах в развитии оборудования для образования, ведь их, как крупнейший поставщик, задает именно Китай.

ММСО является важным элементом международной коммуникации. И у нас традиционно большие охваты по аудитории, которые приходят на ММСО онлайн, из более чем 50 стран, которые подключаются как посетители.

– А какова в целом международная повестка в сфере образования, с которой Россия сегодня ведет диалог с другими странами. Какие у нас точки опоры и дальнейшие перспективы?

– В центре всего в международной повестке находится ребенок.

Для взаимодействия с современными детьми нужны новые инструменты, потому что прежний мир, когда преподаватель был носителем эксклюзивного знания и монополизировал, по сути дела, диалог с ребенком, и в этом был его авторитет и инструменты управления коммуникацией, сегодня неактуален. Ребенок сам в состоянии найти любую информацию и быть не менее осведомленным, чем преподаватель, благодаря доступу в интернет.

А вот с точки зрения выстраивания доверия и с точки зрения формирования мировоззрения, того, как пользоваться этими знаниями, конечно, это территория преподавателя. Но войти по-новому в эти доверительные отношения возможно, только если преподаватель изменит систему взаимодействия. Система взаимодействия должна быть построена на том, что каждый ребенок талантлив, каждый ребенок особенный по-своему.

Сегодня предмет академической успешности не является тем, чем был раньше. Приоритетом становится поиск персонального звучания для ребенка в разных его возможностях. Создание среды для проб и ошибок для выявления этого звучания – это большая задача педагогики и преподавателей во всем мире.

Каким образом можно другими способами выстраивать взаимодействие и доверие через ум, сердце ребенка, через создание среды, которая граничит между воспитанием и обучением? Каким образом комбинацию одного и другого встроить в повседневность учителя – это является большой международной задачей, большой международной повесткой. И Россия здесь, мне кажется, идет в тренде с остальным миром. Ну и, конечно, у преподавателя тоже должна быть среда для собственного развития, источники хорошего настроения и вдохновения.

По сути, любая образовательная организация, неважно, это детский сад, колледж, вуз или школа, должна быть таким пространством, местом силы и для преподавателя, и для ребенка.

– Мы уже затрагивали школы, но в последние годы ни для кого не секрет, что серьезная трансформация происходит и в системе высшего образования. Есть несколько громких амбициозных проектов, которые идут не первый год, Видна задача связать вузы, науку, развитие технологии, производства в единую экосистему. Эксперты активно обсуждали это на полях Салона, какова Ваша позиция?

– В контексте формирования современной образовательной среды всё больший интерес вызывает сетевая форма реализации образовательных программ, объединяющая в себе преимущества различных форм организации образовательного процесса с привлечением передовых информационных технологий. Привлекая и концентрируя ресурсы сразу нескольких образовательных и отраслевых организаций, удаётся создавать востребованный в реальном секторе экономики образовательный продукт. Подобным продуктам будет посвящено несколько тематических сессий в рамках деловой программы.

Принципы компетентностно-ориентированного обучения и модульный подход позволяют учитывать реальные потребности бизнеса и пожелания обучающихся, предоставляя новые возможности для формирования ИОТов, системы майноров.

Таким образом, каждая сетевая программа – уникальный образовательный продукт, помогающий вузам в кратчайшие сроки адаптироваться к запросам экономики.

Особое внимание наши эксперты уделили конвергенции образования, науки и бизнеса для сельских территорий страны. Инициирован межведомственный диалог по вопросам развития образования и молодежной политики для сельских территорий страны; состоится обсуждение вопроса о создании Всероссийского союза директоров общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, деятельность которого будет направлена на обеспечение ранней профориентации обучающихся, их осмысленного профессионального самоопределения и последующего успешного трудоустройства на сельских территориях и в малых городах.

– Уже затронули профессии и карьеру, нельзя не спросить в чем секрет успеха системы профтех образования. Колледжи стали популярными – это объективная реальность. Почему школьники и завтрашние абитуриенты все больше смотрят в эту сторону?

– Успех профтехобразования – это скорее гипотеза, чем реальность. Успех еще ничем не подтвержден, кроме смещения фокуса внимания и старшеклассников, и семьи в эту сторону.

Мы видим тренд, который присутствует в разных регионах, когда переход из школы в колледж старшеклассники принимают самостоятельно. И кажется, что это свидетельствует о том, с одной стороны, меняются условия внутри колледжа, с другой – благодаря профессионалитету создаются реальные коллаборации между рынком труда и колледжем, когда образовательная программа синхронизирована с реальным сетевым партнером.

Очевидно, появился запрос на “быстрое взросление”. То есть, когда хочется уйти от исключительно теоретического образовательного опыта, колледж позволяет достаточно быстро достичь каких-то измеряемых, понятных результатов.

Этот запрос на что-то реальное, что-то осознанное, что-то ощутимое, точно сегодня существует в обществе.

Плюс оказывает влияние новый национальный проект “Кадры”, который построен на философии, что школьник должен понимать экономику 21 века, в которую он вступает. И много усилий здесь и государства, и корпораций приложено на то, чтобы это понимание происходило как можно раньше. Это позволяет предполагать, что у профобразования есть большая перспектива развития.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube