Аналитика // Аналитика

Что произошло в образовательной политике с 28 января по 4 февраля 2024 года

Институт «Эврика» каждую неделю публикует контент-анализ медиасферы по направлению «Образовательная политика». Предлагаем вспомнить, что случилось на прошлой неделе.

Что произошло в образовательной политике с 28 января по 4 февраля 2024 года
Фото: createvalue.org

1. Официальные новости. Законодательные инициативы

31.01. Правительство РФ направит более 8,3 млрд рублей 30 регионам на оснащение школ и колледжей оборудованием для занятий по изучению и разработке беспилотников. Распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

1.02. Владимир Путин открыл объекты современных университетских кампусов в разных регионах России.

02.02. Президент России Владимир Путин поддержал предложение руководителя цифровых проектов Народного фронта Михаила Камышева добавить к школьным урокам информатики блок о цифровой гигиене.

2.02. Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил Международную выставку-форум «Россия» на ВДНХ, где проходил II съезд Российского движения детей и молодежи «Движение Первых». Президент пообщался с его участниками и обратился к ним с напутственными словами.

2. Общее образование

27.01. Московский педагогический государственный университет (МПГУ) и Международный детский центр «Артек» провели открытый урок, приуроченный к 80-летней годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда.

30.01. Экспертиза школьных учебников может снова вернуться к Российской академии наук (РАН). Этот вопрос обсуждался на встрече президента РФ Владимира Путина с главой РАН Геннадием Красниковым, которая прошла во вторник в Кремле.

31.01. Некоторые родители и педагоги не знают, с какими опасностями сталкиваются дети в социальных сетях. Это показало общение с ними, рассказала в эфире ОТР первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.

31.01. Депутат Госдумы Анна Скрозникова («Новые люди») направила обращение главе МИД РФ Сергею Лаврову, в котором предлагает рассмотреть возможность разработки единой концепции международного сотрудничества в сфере общего образования.

31.01. В Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета (МПГУ) подвели итоги первого Всероссийского конкурса школьных журналистских работ «Человеку нужен человек». На торжественную церемонию награждения приехали около 100 человек из разных субъектов страны, в их числе – ребята из новых регионов России.

1.02. Томск выбрали столицей просветительской акции «Тотальный диктант» в 2024 году, туда приедет автор текста, писательница Анна Матвеева для прочтения диктанта, сообщили ТАСС в пресс-службе проекта.

1.02. Уроки семьеведения включены в план мероприятий в рамках Года семьи, утвержденный Правительством. Об этом 1 февраля заявила член Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Ларионова в ходе заседания рабочей группы.

1.02. По мнению экспертов, распространение ИИ в процессе дальнейшей цифровизации образования приведёт к смене всей образовательной парадигмы – например, к повсеместному переходу на проектное обучение и смене роли преподавателя. Авторы доклада выделяют семь трендов, которые окажут влияние на образование в ближайшее время.

1.02. Кодекс детства, который объединит все нормативные акты, направленные на развитие и защиту будущего детей, предложили создать в России. Об этом сообщила президент Международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы» Ольга Демичева.

1.02. С 1 сентября во всех школах с 8-го по 11-й класс будет введен предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Это расширенная версия ОБЖ, где теперь также будут изучать вопросы информационной безопасности и противодействия фейкам. Об этом рассказал в четверг министр просвещения Сергей Кравцов, проводя открытый урок по новому предмету для учеников девятого класса школы № 703 Санкт-Петербурга.

2.02. Уроки труда, которые вернутся в российские школы с 1 сентября 2024 года, не будут иметь строгого гендерного разделения. Школы и родители смогут в индивидуальном порядке принимать решение по этому вопросу, сообщила замминистра просвещения Татьяна Васильева.

2.02. В каждой школе, где открыты театральные кружки и объединения, у ребят появляется больше возможностей выражения себя в творчестве. К этому мнению пришли эксперты Московского городского педагогического университета (МГПУ), которые провели исследование школьных театров в российских образовательных организациях.

2.02. Работа над созданием нового учебника по обществознанию для школьников находится на завершающем этапе, в нем будет актуальная информация о процессах, происходящих сейчас в России и за рубежом. Об этом 2 февраля заявил глава Российского военно-исторического общества, помощник российского президента Владимир Мединский.

По словам Мединского, сейчас преподавание обществознания нуждается в кардинальном реформировании, это единогласное мнение преподавательского сообщества.

3.02. Предмет «труд» вернется в российские школы в качестве обязательного с 1 сентября 2024 года. Минпросвещения утвердило для него модульную структуру, которая объединит сразу несколько направлений. Пять из них обязательные, еще три – вариативные. Эксперты отмечают, что вести этот предмет одному учителю сложно – слишком разнообразные модули представлены: от черчения и 3D-моделирования до технологии обработки пищевых продуктов. Каким будет школьный предмет «труд» со следующего учебного года, разбирались «Известия».

3. Оценка качества образования и результаты исследований

29.01. Постановлением Правительства РФ утверждены особенности проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в 2024 году для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств.

Особенности по аналогии с двумя предыдущими годами предусмотрены для двух категорий граждан, в том числе иностранных, которые учились за рубежом и были вынуждены прервать обучение в связи с недружественными действиями иностранных государств.

1.02. Искусственный интеллект может помочь разгрузить педагогов от излишней бюрократической нагрузки, но никогда не заменит живого учителя. Такое мнение высказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, выступая на пленарной сессии «Искусство интеллекта или искусственный интеллект?» Международной научно-методической конференции «Форсайт образования: портрет преподавателя будущего».

«Как радио и телевидение при своем появлении не убили театр, так и ни в одном учебном заведении пока нет робота-преподавателя и, скорее всего, не предвидится», – сказал Анзор Музаев.

4. Профессиональное образование и наука

2.02. Современные вузы должны учить студентов критическому мышлению и работе с большими объемами информации, а не только базовым и профильным знаниям, которые абитуриенты могут получить еще до зачисления в вуз, участвуя в молодежных движениях и образовательных конкурсах. Об этом заявила заместитель министра образования и науки РФ Ольга Петрова в ходе общения со студентами в рамках проекта «Арктический диалог».

4.02. В пресс-службе управления образования Якутска сообщили, что в школах города круглосуточно ведется работа по усилению мер безопасности из-за рассылки с угрозами. В соцсетях ранее опубликовали скриншоты сообщений с угрозами в адрес школьников Якутска.

5. Региональные новости

29.01. В селе Сотниково Иволгинского района Республики Бурятия состоялось торжественное открытие новой школы, построенной в рамках нацпроекта «Образование». Сотниковская школа № 2 была названа в честь основоположника отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

30.01. Строительство 11 новых школ планируют завершить в 2024 году в Чеченской Республике, сообщил ТАСС заместитель министра образования и науки региона Ахмед Усманов.

31.01. Из школы Левашинского района Дагестана уволена учительница за пощечины ученикам. Об инциденте стало известно из видео, распространившегося в соцсетях. Как пишет РИА Новости, об увольнении преподавателя рассказали в отделе образования администрации района.

1.02. Строительство семи новых школ и двух детских садов планируют завершить в 2024 году в Ставропольском крае по нацпроектам «Образование» и Демография», сообщили в региональном правительстве.

1.02. Одиннадцатиклассники большинства столичных школ с 1 февраля переходят на новый формат подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), теперь школьники будут более интенсивно изучать предметы, которые они выбрали для сдачи экзамена.

Со среды в столичных школах стартует пилотный проект по гибким учебным планам. Как уточнили РИА Новости в департаменте образования Москвы, в проекте принимают участие 407 из 500 школ. Всю базовую учебную программу по непрофильным предметам ученики этих учреждений уже прошли до 1 февраля.

2.02. Теперь столичные школьники 6–11-х классов могут проходить математические курсы по индивидуальной программе. В том числе самостоятельно выбирая не только задачи по уровню сложности, но и стиль изложения материала – мотивирующий, подходящий для ознакомления с математикой; прикладной, подразумевающий применение изучаемых тем в смежных областях; и краткий, удобный для повторения материала. Это стало возможным благодаря объединению «МЭШ» с электронной образовательной системой «Гиперматика».

6. Развитие кадрового потенциала системы образования. Оплата труда педагогов

29.01. Первый этап Всероссийского конкурса «Методическая команда года» стартовал 29 января 2024 года. Цель проекта – выявление, поддержка и распространение лучших региональных практик научно-методического сопровождения педагогических работников. Конкурс проводится Институтом реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения совместно с Академией Минпросвещения России.

30.01. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов посетил с рабочей поездкой Псковскую область. Вместе с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым он встретился с представителями педагогической династии – Сергеем и Анастасией Петровыми. В Год семьи глава Минпросвещения России вручил им благодарственное письмо за высокий профессионализм и большой личный вклад в развитие системы образования.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube