Что происходит? // Статья

Объем рынка школьной формы оценивается в размере порядка 70 млрд рублей: подведены итоги Национального съезда производителей школьной формы


Объем рынка школьной формы оценивается в размере порядка 70 млрд рублей: подведены итоги Национального съезда производителей школьной формы

В ТАСС в рамках пленарной сессии «Школьная форма – лучшие практики регионов: дети – родители – педагоги – промышленность» подвели итоги Национального съезда производителей школьной формы. Организатором мероприятия выступает Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) при поддержке Совета Федерации и Минпромторга России.

Производители, представители власти, науки и образования, эксперты в области дизайна и моды, представители родительских и школьных сообществ обсудили главные цели и задачи развития отрасли на пути достижения технологического суверенитета, а также подходы государства к регулированию рынка школьной формы.

«Мы отмечаем, что наша промышленность развивается, на рынке появляется все большей наших производителей. Мы давно сотрудничаем с АИДТ и считаем, что компаниям будет проще планировать объемы производства, понимая и учитывая количество заказов, в том случае, если будет принято решение о единой школьной форме. Но, также мы понимаем, что в масштабах всей страны утвердить единый стандарт для школьной формы будет крайне сложно, потому что у каждого региона есть своя традиция, специфика, в том числе, климатическая, национальная, особенности образовательных программ», – считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова.

Она также озвучила межфракционную инициативу депутатов, разработанную в рамках поручений Президента Российской Федерации, которые направлены на поддержку промышленности, работающей в интересах детства.

«У нас в первом чтении принят законопроект о продаже детских товаров с пониженной ставкой НДС в 10%. Внесем и отдельную законодательную инициативу, касающеюся спортивной обуви, которая пока не вошла в этот льготный перечень детских товаров. Мы понимаем, что пролонгированный эффект от этой инициативы будет позитивно отражаться как на здоровье и благополучии наших детей, так и на возможности развития новых производств, увеличения объемов в части производства спортивной детской обуви. Причем необходимо понимать, что спортивная обувь зачастую является и сменной обувью, то есть является частью школьной формы для ребенка» – подчеркнула Журова.

Президент АИДТ Антонина Цицулина считает, что такие государственные программы как концепция развития детско-юношеского спорта, открытие школьных клубов безусловно ставят необходимость дополнительного приобретения детской спортивной одежды и обуви. В тоже время, это стимулирует промышленность и производство отечественными компаниям детской спортивной обуви и спортивной формы.

Отдельно она отметила, что на сегодняшний день объем рынка школьной формы оценивается в размере порядка 70 млрд рублей.

«У нас 17,7 млн школьников в стране, а в целом 32,4 млн детей и молодежи охвачены системой образования», – подчеркнула Цицулина.

Согласно данным ВЦИОМ, подготовка к школе в этом году затронула каждого второго россиянина, при этом расходы на школьную форму увеличились на 23% к показателям прошлого года.

«В 2023 году покупка школьной одежды по-прежнему является лидером в статье расходов наших родителей к началу учебного года и занимает 47% от всех трат на подготовку к школе.», – рассказал генеральный директор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов.

Спикеры отметили особую важность анализа региональных практик мер поддержки, напомнив и о соответствующем поручении Президента Российской Федерации о проведении мониторинга региональных мер поддержки и внедрении лучших из них на федеральный уровень.

Успешным опытом в вопросе создания единой школьной формы в регионе поделился первый заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Ильдар Мавлетбердин:

«По поручению Главы республики Радия Хабирова, в целях сохранения и укрепления единства образовательного пространства, был разработан и введен проект единой школьной формы. Типовые требования к одежде обучающихся определены локальным нормативным актом, с учетом мнения совета обучающихся, родителей, регионального органа управления образования. Реализует проект специально созданный союз производителей единой школьной формы под эгидой Министерства образования и науки и Министерства промышленности и энергетики Республики Башкортостан, куда вошли 7 ведущих предприятий по производству школьной формы. Нашей главной задачей было учесть как качество школьной формы, соответствующее всем санитарно-гигиеническим требованиям к детской одежде, так и ее ценовую доступность, современность и эстетичность. А также отразить все пожелания наших детей, экспертного и родительского сообщества. Отдельное внимание было уделено многодетным и малообеспеченным семьям, для которых предусмотрена компенсация затрат на приобретение школьной формы из республиканского бюджета».

Спикер отметил, что на сегодняшний день 46 из 63 муниципалитетов республики присоединилось к проекту единой школьной формы. При этом, согласно законодательству об образовании, каждая школа в праве самостоятельно принимать соответствующие требования к школьной форме учащихся, например, к ее фасону, цвету. За родителями, при этом, по-прежнему, сохраняется право самостоятельно определять и приобретать школьную форму у любого производителя. Примечательно также, что комплекты школьной формы разрабатывались и утверждались регионом путем творческих конкурсов и дефиле, с привлечением широкой общественности – руководителей органов управления образования, родительских, креативных и школьных сообществ.

По мнению ректора Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина Валерия Белгородского модели, фасоны, цвет должны определять сами педагоги и родительские комитеты школ с учетом климатических, культурных и иных особенностей каждого региона.

«Потенциально возможное обилие различных вариаций школьной формы уже само по себе будет стимулировать именно региональных производителей, т.к., заказ и импорт малых партий изделий за рубежом экономически не выгоден, а порой и не возможен», – убежден он.

Кроме того, было озвучено предложение на базе университета создать «Дизайнерско-технологический центр школьной формы», в качестве научной базы и дизайнерской и технологической платформы для разработки школьной формы. Эта инициатива, в первую очередь, стала бы хорошим подспорьем малому бизнесу, которому не всегда под силу содержать в своем штате дизайнеров, конструкторов, технологов, материаловедов и всех тех, без кого невозможно создать качественную и красивую школьную форму, считают эксперты РГУ им. А.Н. Косыгина.

Руководитель дирекции акселерации проектных инициатив Российского движения детей и молодежи «Движение первых» Мария Захарова в ходе дискуссии рассказала о Всероссийском проекте «Министерство школьной моды». Проект направлен на раскрытие творческого потенциала детей и профессиональное развитие в сфере моды и дизайна. Детям и подросткам со всей России в возрасте от 8 до 18 лет представляется возможность попробовать себя в качестве дизайнера, стилиста, конструктора одежды и фэшн-предпринимателя и заявить о своем видении молодежной политики будущего. Результатом стала коллекция школьной формы из 6 капсул, которые можно комбинировать в различных вариантах, разработанная учащимися:

«Когда мы показали первую коллекцию, разработанную детьми, коллегам из АИДТ, то получили восторженные отзывы, о том, что это очень яркая и интересная школьная форма, которая выделяется из общей массы, – рассказала Захарова. – После этого мы поняли, насколько важно давать детям право голоса, потому что форма должна отражать не только тенденции и требования учителей, но и демонстрировать айдентику детства. Современные дети любят одеваться стильно и комфортно и им важно, чтобы их самоопределение не подавлялось в школе».

Голос детей по вопросам школьной формы на пленарной сессии представила амбассадор «Министерства школьной моды» Российского движения детей и молодежи «Движение первых» Марта Сысоева:

«Уже два сезона мы создаем школьную форму и ее главное отличие в том, что она яркая и необычная, и ее правда делают дети. Как амбассадор, я часто контактирую с ребятами и вижу, что в процессе принимают участие юные модельеры и стилисты различных возрастов, которые создают очень разные вещи, но их объединяет одно качество – они помогают скрасить школьную деловую жизнь. Считаю, что наш проект это очень хорошая база для развития, потому что он не просто дает нам детям возможность показать свои идеи, но и пройти образовательный курс, где учат как рисовать эскизы, шить и как в конечном итоге продвигать свои проект».

Мнение родительского сообщества выразила член координационного совета Национальной родительской ассоциации Ирина Галанова, представив результаты специально проведенного опроса, согласно которому более половины опрошенных родителей считают, что школьная форма дисциплинирует детей, обеспечивает социальное равенство учащихся. Из отрицательных моментов респонденты отметили отсутствие свободы самовыражения и узкий размерный ряд. «Идеальная школьная форма по мнению современных родителей – это удобные натуральные материалы, обеспечивающие износостойкость и защиту от загрязнений, качественная фурнитура, эргономичность, удобство в носке, красота и дизайн. Наше предложение – сделать единый портал школьный формы, где родители смогут ознакомиться со всеми предложениями от российских производителей и заказать понравившеюся им школьную форму», – прокомментировала Галанова.

По мнению генерального директора «ППО «Орбита» Марии Чекшезеровой Национальный Съезд школьной формы наглядно показал, насколько ответственно производители подошли задаче обеспечения детей доступной школьной формой к началу нового учебного сезона. Многие бренды не только увеличили глубину своих заказов, но и расширили ассортимент.

«Производство школьной одежды имеет самый сложный и длительный цикл. Чтобы пошить новую осеннюю коллекцию к следующему году, мы заказываем ткани уже сейчас. Поэтому нам очень важно быть в курсе всех изменений в части госрегулирования, мы должны быть готовы к ним заранее, чтобы соответствовать стандартам», – подчеркнула Чекшезерова.

Примечательно, что сегодня у компании есть специальная лаборатория совместного творчества с детьми, где набирает популярность концепт персонализации.

«У нас имеются заготовки толстовок, футболок и рубашек, а также разные нашивки, вышивки, накладные карманы, лампасы, манжеты и другие элементы, которые школьники могут применить в создании своего уникального образа. Я считаю, что это отличный выход разнообразить строгую, единую школьную форму и поощрить желание детей внести творческий вклад в свой внешний вид», – отметила эксперт.

В завершение мероприятия эксперты обсудили перспективы развития и иных категорий детских товаров, которые, в том числе присутствуют и в жизни школьников.

Российские родители сегодня тратят на детские товары более 1 трлн рублей в год.

По данным АИДТ, доля российских товаров на этом рынке составляет около 30%. С точки зрения товарных категорий наибольшие доли на рынке детских товаров занимают одежда (23,6% в общей структуре рынка), игрушки (20,5%). На детскую обувь приходится 10,5%.

«Более 300 млрд. рублей в год тратят на одежду и обувь наши родители», – резюмировала президент АИДТ Антонина Цицулина.

Ассоциация предприятий индустрии детских товаров в ходе пленарной сессии также представила ренкинг производителей одежды для детей. В топ-10 компаний вошли производители из Свердловской, Костромской, Челябинской, Тульской областей, Москвы и Подмосковья, Краснодарского края.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube