Воспитание // Статья

Педагогическая методика Монтессори и Штайнера: какую выбрать для воспитания ребенка?


Педагогическая методика Монтессори и Штайнера: какую выбрать для воспитания ребенка?
Фото: montessorieducation.com

Многие родители задаются вопросом о выборе детского сада или школы, которая удовлетворяла бы всем потребностям и запросам. Поэтому они все больше интересуются альтернативными образовательными системами. Информация о них будет в онлайн-навигаторе, который разрабатывает Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов.

Педагог с 25-летним стажем и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Оксана Чугайнова рассказывает о двух популярных авторских системах Штайнера и Монтессори.

Вальдорфская педагогика

Одна из самых известных во всем мире альтернативных педагогических систем. Ее основатель Рудольф Штайнер – основоположник антропософии (религиозно-мистического учения о нравственном самосовершенствовании и самопознании человека).

Суть системы – в отрицании раннего развития и полноценном проживании ребенком периода детства и ценности детства.

Среди видов деятельности предпочтение отдается творческим играм с игрушками из натуральных материалов, многие из которых изготовлены самостоятельно. Технические игрушки, телевидение и другие информационно-коммуникационные средства обучения, гаджеты исключаются и в школе, и дома.

Жизнь подчинена четкому ритму, много праздников и развлечений, совместных творческих дел: пение, танцы, музыка, ручной труд, а обучение чтению и письму только после семи лет.

Монтессори-педагогика

Основатель Монтессори-педагогики – итальянский врач, антрополог и педагог Мария Монтессори. Эта система начала развиваться с конца XIX – начала XX века, получив широкое распространение в странах Европы и России.

Монтессори-педагогику отличает направленность на развитие интеллекта и восприятия, своеобразный подход к обучению счету, письму и чтению целыми словами.

Важнейший принцип – поддержка воли ребёнка, который сам выбирает, что ему делать в данный момент, и никто не может нарушать его личное пространство.

Роль взрослого – наблюдать и помогать, когда ребенок сам об этом попросит. От него требуется четкость, лаконичность в речи, максимальная простота и доступность в общении.

Развивающая среда открыта и доступна. В каждый комплект специальных дидактических материалов на развитие восприятия и мелкой моторики вложена особая обучающая идея, которая презентуется ребёнку взрослым. С этими материалами следует действовать только согласно заданному алгоритму.

Что объединяет обе системы?

Обе методики объединяет гуманистический подход к личности ребенка, уважение к нему как к индивидуальности, негативное отношение к запретам, отсутствие оценок и состязательности, практическая направленность.

Родители являются единомышленниками и всегда принимают участие в совместных делах, разделяют принципы и ценности педагогической системы.

Есть ли минусы?

Систему Монтессори упрекают в отсутствии игры и творчества, условий для развития связной речи. Детям предлагают готовые алгоритмы вплоть до бытовых действий, которые можно изучать, но не позволяют творить и фантазировать, играть с материалами. У детей, привыкших к индивидуальным занятиям, слабо сформировано умение общаться и работать в команде.

Минусом вальдорфской педагогики считается его приверженность антропософии, которая отводит серьезную роль религиозному воспитанию как важному инструменту для развития души. Принципы учения должны разделять и дети, и родители. Обучение письму и чтению после семи лет тоже не всегда поддерживается родителями.

Таким детям сложно адаптироваться в среде и коллективе, где есть конкуренция и оценки, присутствует авторитарный стиль со стороны взрослых и сверстников. Дети слабо ориентируются в цифровой среде и бывают не готовы к стрессовым ситуациям.

В чем плюсы и современность методик?

Стремление к саморазвитию и совершенству через творчество и природу в вальдорфской педагогике ориентирует ребенка на активную познавательную и исследовательскую деятельность, учит понимать законы природы и место человека в ней, прививает интерес к творчеству и гуманитарным наукам. Пребывание ребенка в таком детском саду дает ему возможность полноценно прожить период детства в спокойной миролюбивой обстановке.

Природосообразность, открытие природных задатков, индивидуальный путь развития каждого ребенка – эти принципы вальдорфской педагогики созвучны современным требованиям ФГОС дошкольного образования (пункт 1.4.), где среди принципов дошкольного образования указано: «полноценное проживание ребенком всех этапов детства, «обогащение детского развития» и «индивидуализация дошкольного образования».

Уникальные дидактические материалы Монтессори не имеют аналогов в мире, продуманы до мелочей, а работа с ними способствует сосредоточенности, произвольности всех психических процессов, необходимых в школе, эффективному развитию алгоритмического, логического мышления и мелкой моторики, что важно для инженерно-технического творчества.

«Помоги мне сделать это самому» – принцип Монтессори-педагогики. Уже только поэтому несправедливо считать эту систему устаревшей, так как современные ориентиры, отраженные в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, как раз четко указывают на необходимость поддержки детской инициативы, познавательного интереса и самостоятельности дошкольника.

При всей неоднозначности двух систем их гуманитарная направленность приобретает все больше сторонников, а её элементы довольно часто применяют в работе традиционные детские сады и школы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube