Городское образование // Статья

Истории педагогических династий московского центра детского творчества «Радость»

Одной из них больше 100 лет.

Истории педагогических династий московского центра детского творчества «Радость»
Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

Год педагога и наставника – повод отдать должное труду и мастерству тех работников образования, что не просто передают знания (сегодня это умеют делать и компьютеры), а личным примером, увлеченностью и инициативами пробуждают в детях созидательные, творческие интересы. Дают им правильные жизненные ориентиры. Особенно ярко эта способность проявляется у представителей педагогических династий, в которых призвание даже не учить, а увлекать и воспитывать своим примером транслируется из поколения в поколение.

В этом материале мы расскажем о семьях педагогов Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» – организации дополнительного музыкального и художественного воспитания. В процессе обучения наставники центра формируют дружескую, комфортную атмосферу, в которой у детей и подростков появляется желание развиваться, реализовывать свой творческий потенциал, расширять кругозор, находить единомышленников. Разумеется, это возможно, только если сам педагог увлечен работой и способен своим интересом зародить интерес у учеников.

В центре «Радость» работают больше 200 педагогов. Некоторые из них родились в семьях учителей и уже с детства выбрали свой путь. Так, традицию педагогической династии продолжают педагог-хормейстер Екатерина Александровна Дунаева и ее сын – педагог по классу флейты Юрий Викторович.

Дунаева Екатерина Александровна

Педагогической династии Дунаевых больше 100 лет. Свою историю она ведет с прабабушки Екатерины Александровны, работавшей в начальных классах общеобразовательной школы.

Родители Екатерины Александровны посвятили свою жизнь музыке. Отец пел в хоре, а мать выбрала профессию педагога-музыканта: работала концертмейстером в Российской академии музыки имени Гнесиных, преподавала в Московском государственном институте культуры.

Дуневы Юрий Викторович и Екатерина Александровна

В 12 лет Екатерина Дунаева приняла решение пойти по стопам родителей и посвятить жизнь музыке. В этом выборе вдохновлялась примерами не только матери и отца, но и педагогов-наставников, которые прививали интерес и любовь к хоровому искусству. После окончания музыкального факультета Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина начала преподавать детям.

Больше чем за 30 лет работы в области массового музыкально-хорового воспитания Екатерина Александровна разработала собственные образовательные методики, стала опытным педагогом-хормейстером. Сегодня Старший хор центра «Радость», который она возглавляет, – один из наиболее известных и титулованных столичных детско-юношеских хоровых коллективов.

Юрий Дунаев также проявил себя как талантливый педагог-музыкант.

Поскольку Екатерина Александровна считала, что музыка и искусство способны наиболее полно и всесторонне развивать ребенка, она записала сына в Школу раннего развития «Малышок» – подготовительное отделение центра «Радость».

Юрий проявлял особый интерес к игре на блокфлейте, быстро набирался опыта. Уже в семь лет он играл на большой флейте и участвовал в музыкальных проектах и конкурсах, начал выступать в инструментальных ансамблях и соло на концертах центра. А в 2014 году, когда Юрию было 13 лет, он солировал на сцене Мариинского театра на первом концерте Детского хора России.

Глядя на творческую жизнь мамы, на ее увлеченность работой, Юрий тоже начал проявлять интерес к исполнительству и музыкальной педагогике. Ему захотелось заниматься музыкой профессионально.

После окончания Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, он поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных, а на третьем курсе всерьез обратился к педагогической практике.

В настоящее время Юрий преподает в центре «Радость» в классе флейты, гастролирует, выступает в качестве флейтиста-солиста и участника инструментальных ансамблей на сценах лучших концертных залов Москвы и других городов России. Часто играет со Старшим хором, которым руководит мама.

* * *

Биографии многих российских дирижеров и исполнителей начинаются со слов: «рос в музыкальной семье». И не обязательно это семьи музыкантов-профессионалов.

Базанов Алексей Олегович

В роду Алексея Олеговича и Дмитрия Олеговича Базановых не было педагогов-музыкантов, однако для многих членов их семьи музыка стала увлечением, хобби на всю жизнь. Мама Алексея и Дмитрия Олеговичей окончила музыкальную школу по классу баяна, а дедушка и его братья увлекались игрой на русских народных инструментах, занимались их настройкой и ремонтом. Дедушка даже сам мастерил балалайки. Одна из них теперь хранится в семейной коллекции Базановых.

Базанов Дмитрий Олегович

Главным наставником Дмитрия Олеговича и был дедушка, который каждое лето играл внуку на балалайке. Во время каникул мальчик сам учился играть на ней, а в 12 лет решил пойти в музыкальную школу.

По ее окончании он поступил в профильное училище, а затем – в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Одновременно начал работать артистом Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова, руководителем учебного оркестра и преподавателем в классе балалайки центра «Радость».

Уже 25 лет Дмитрий Олегович возглавляет Оркестр русских народных инструментов «Радость». Коллектив удостоен высоких наград на различных конкурсах и фестивалях, гастролирует по стране и миру.

Дмитрий Олегович передал свою любовь к музыке дочерям. С четырех лет они играют на флейте, гуслях, фортепиано и балалайке. А сейчас уже выступают вместе с папой в составе ансамблей.

Брат Дмитрия – Алексей Олегович – нашел призвание в иной музыкально-творческой деятельности. Поступив в Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева, пробовал силы в хоровом дирижировании, параллельно занимаясь в классе балалайки. Однако призвание нашел все же в вокальном исполнительстве.

Окончив Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова по классу вокала, начал успешно выступать сольно. Творческий путь также привел его в центр «Радость» – в хор выпускников «Возрождение». Сегодня Алексей участвует в филармонических программах, на гала-концертах, нередко выступает с оркестром своего брата.

* * *

Семья Жаровых – яркий пример того, как увлечения родителей и музыкальные способности передаются из поколения в поколение: мама – талантливый педагог-хормейстер, отец – известный композитор. Их дочь тоже нашла себя в музыкальном образовании.

Жаров Александр Михайлович

Способности к музыке у Александра Михайловича Жарова проявились в раннем детстве. Шли нелегкие послевоенные годы, но родители дали ему качественное музыкальное образование. Сначала это были частные уроки от соседки по даче – учительницы музыки. А в 1956 году Александр поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где начал основательно заниматься на фортепиано. Однако пение в хоре привлекало юного музыканта больше, чем сольное инструментальное исполнительство.

По окончании школы Александр Михайлович поступил на дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции (ныне – Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке). В 1966 году с отличием окончил его и вскоре стал студентом Московской консерватории. В ее стенах впервые начал сочинять музыку. Также пробовал силы как руководитель хора, делал переложения для разных хоровых коллективов.

Позже Александр Михайлович поступил на композиторское отделение консерватории, а одновременно уже работал дирижером-хормейстером в Педагогическом училище № 7 «Маросейка». В конце 1980-х годов создал женский хоровой коллектив Cantabile. В нем он позже встретился и со своей будущей женой Еленой Валентиновной.

Хотя никто из родственников Елены Валентиновны не был педагогом или профессиональным музыкантом, все жили творчеством: любили петь во время работы, играть на музыкальных инструментах, а бабушка сама сочиняла сказки и колыбельные.

Жарова Елена Валентиновна (архив)

Первым наставником Елены Валентиновны стала мама. Она считала профессию учителя музыки одной из самых женственных, поэтому записала дочь в музыкальную школу.

Жарова Елена Валентиновна

По окончании школы девушка поступила в Педагогическое училище № 7, где встретила своего второго наставника и будущего мужа – Александра Михайловича Жарова. Именно он пробудил в ней интерес к дирижерско-хоровой деятельности. Профессиональный путь Елены Валентиновны продолжился в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина.

В центре «Радость» Александр Михайлович и Елена Валентиновна Жаровы работали вместе. Она стала художественным руководителем Школы раннего развития «Малышок», а он вел занятия в классе сочинения и импровизации, а также в классе синтезатора.

Александр Михайлович скончался в 2021 году, в период эпидемии коронавируса. Но его дело, увлечения, его творческое наследие продолжают жить в деятельности современных отечественных хоровых коллективов (в том числе и учебных хоров центра «Радость») и в профессиональном призвании жены и дочери Валерии.

Жарова Валерия Александровна

С первых лет жизни Лера проявляла интерес к музыке. В четыре года она начала посещать музыкальную школу, где увлеклась пением, сольфеджио, игрой на фортепиано и даже немного сочинением. Как она вспоминает: «Уже в детстве я поняла, что творчество – это мое. Я засыпала и просыпалась под музыку папы, под записи хоровых коллективов “Радости”».

Отец был главным вдохновителем и наставником Леры, погружая дочь в мир музыки, водя в театры и на концерты, знакомя с педагогами-хормейстерами. Вдохновлялась она и работой мамы, мечтая стать таким же добрым, отзывчивым и увлеченным педагогом, работать с детьми.

В 16 лет Валерия поступила в Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а затем продолжила обучение на дирижерско-хоровом отделении Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Сегодня Валерия учится на последнем курсе консерватории и одновременно преподает на трех отделениях центра: в Школе раннего развития «Малышок», в хоре 1-го класса «Колокольчик» и в классе синтезатора.

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В течение всего года проходят мероприятия, направленные на повышение престижа учительской профессии и поддержку педагогов, преподавателей дошкольного, дополнительного и среднего профессионального образования. Педагоги могут поучаствовать в профессиональных конкурсах, конференциях и форумах. Среди ключевых мероприятий в столице – конкурс «Педагоги года Москвы», X Педагогический форум и большой праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце.

Кроме того, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. В честь этого праздника также запланированы масштабные мероприятия.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube