Школьники // Статья

Развиваем эмпатию, боремся с травлей: 7 упражнений


Развиваем эмпатию, боремся с травлей: 7 упражнений
Фото: skyeng.ru

Эксперты федерального научно-методического Центра толерантности, где уже пятый год работает антибуллинговая программа «Каждый важен», предложили несколько сценариев для классных часов и мероприятий, связанных с подведением итогов года, ценностями взаимопомощи и поддержки.

Моя и чужая история

Сценарий:
  • Каждый ученик получает карточку с описанием персонажа, отличающегося по полу, возрасту, культуре, социальному положению и т.д. Истории могут быть самыми разными: персонаж не обязательно чего-то лишен, наоборот, он может отличаться своей жизненной позицией, работой и хобби, целями и ценностями.
  • Школьники проводят перемену или классный час, изучая своего персонажа и отвечая на вопросы других ребят так, как, по их мнению, ответил бы персонаж.
  • В конце занятия проводится обсуждение, где каждый делится своими чувствами и опытом, полученным в процессе игры.

Проблема и совет

Сценарий:
  • Каждый ученик пишет короткую историю о жизни вымышленного человека, столкнувшегося с трудностями любого масштаба. Неважных или «маленьких» проблем в этом упражнении не бывает – об этом сразу стоит сказать участникам.
  • Учащиеся делятся на малые группы, читают и обсуждают истории друг друга, пытаясь понять и почувствовать проблемы персонажей.
  • В конце обсуждения каждая группа представляет свои выводы и называет чувства, которые испытывали участники в процессе прочтения. Если автор истории не просит совета для своего персонажа, слушатели не вмешиваются. Только если ученик задает вопрос группе, та может предложить способ решения той или иной проблемы.

Диалог культур

Сценарий:
  • Каждый ученик выбирает другую страну, ее регион или регион в России, культура которых ему малознакома.
  • Школьники проводят исследование и готовят презентацию о выбранной культуре, включая традиции, обычаи, успехи и проблемы, с которыми сталкиваются люди в этом регионе: например, экологические, связанные со строительством, с запретами или переселением.
  • После презентации проводится открытое обсуждение, посвященное вопросу «как различия в культурах влияют на взгляды и поведение людей?»

Секреты и понимание

Сценарий:
  • Все желающие школьники пишут на бумажках свои скрытые страхи, проблемы или переживания. Подпись ставить не нужно, все анонимно.
  • Бумажки складываются в общую шляпу или коробку и перемешиваются. Каждый ученик вытаскивает один листок, внимательно и вслух читает ситуацию и предлагает решение. Как бы он поступил или помог? Как бы себя чувствовал, если бы это была его проблема?
  • Занятие помогает детям развивать сочувствие и понимание к проблемам своих сверстников, заменяя абстрактное «другие» конкретными и близкими сюжетами.

Голоса сердца

Сценарий:
  • Каждый ученик пишет короткую историю, основанную на реальном или вымышленном опыте. Главное условие: история должна вызывать сильные эмоции: радость, грусть, страх, агрессию, стыд, удивление/любопытство. Естественно, лучше сразу предупредить подростков, что это не должны быть истории о насилии.
  • Ребята читают свои истории вслух, а класс обсуждает эмоции, лежащие в основе историй. Задача участников – понять, о какой эмоции или группе эмоций идет речь. Например, рассказ о неприятном опоздании, за которое сильно ругались родители, может быть одновременно про грусть, стыд и даже злость.

Мосты между нами

Сценарий:
  • Каждый ученик анонимно пишет на листе или через электронную форму обратной связи (формат – опрос с открытым полем) историю о том, как он стал свидетелем или объектом травли.
  • Истории собираются и зачитываются педагогом вслух без указания автора. Класс обсуждает каждую ситуацию и предлагает варианты, как эмпатия могла бы изменить исход событий. Лучше не обсуждать все истории разом, а сделать такие встречи с рефлексией еженедельной традицией.
  • Каждый раз упражнение заканчивается групповым обсуждением того, как создать более дружелюбную и поддерживающую атмосферу в классе. Интересно наблюдать, как с течением времени предложения и стратегии класса меняются на более глубокие.

Хроники изменений

Сценарий:
  • Подростки самостоятельно создают специальный «журнал изменений», куда каждый день записывают действия или слова, которые могли бы поддержать друзей, остановить агрессора в ситуации травли, помочь кому-то справиться с проблемой.
  • В конце недели ученики делятся своими записями и обсуждают, какие из предложенных ими идей могут быть реализованы в их классе. Идеи не оцениваются по шкале «хорошая/плохая», речь идет только о применимости в конкретном контексте.
  • Это упражнение помогает школьникам задуматься о том, как они могут ежедневно, а иногда и за пару минут, менять свою учебную среду.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube