Качество образования // Статья

Геймификация в образовании. Какие подходы уже не работают?


Геймификация пришла на место уже не работающим системам мотивации и стала использоваться в качестве надежного инструмента как в бизнесе, так и в образовательных учреждениях. Геймификация повышает не только мотивацию, но и вовлеченность в процесс даже при решении рутинных и однообразных задач, и увеличивает удовольствие от их выполнения.

Но всё ли так радужно, как кажется на первый взгляд? Разберемся вместе со старшим режиссером компании «Цифриум» Ольгой Лозовой, которая совместно с командой использует элементы геймификации для проекта Код будущего «Игры на Python: от идеи до реализации» и не понаслышке знает все подводные камни этого инструмента.

Геймификация в образовании – это подход, при котором игровые элементы (правила, контекст, механики и т.д.), внедряются в учебный процесс. Грамотное использование элементов геймификации помогает решить образовательные, коммуникативные, психотехнические задачи и способствует прочному усвоению знаний.

Однако в педагогическом сообществе мнения о перспективах внедрения игровых технологий разнятся. В этой статье мы рассмотрим риски и проблемы использования геймификации, которые команда «Цифриума» учитывает при проектировании образовательных курсов.

1. Интенсивная мотивация за счет игровых элементов

Одной из основных задач геймификации является мотивация учащихся. Но редко учитывается тот факт, что мотивация в подростковом возрасте нестабильна и система внешнего поощрения может привести к потере познавательного интереса при отсутствии игровых элементов на занятии (опосредованный интерес) и пассивному развитию навыков, связанных с самообучением (непосредственный интерес). Когда игровые элементы становятся основным стимулом для участия, учащиеся могут потерять интерес к самому содержанию урока.

2. Подача простых заданий в игровой форме

Еще одна проблема геймификации в образовании – ее «переупрощение». Часто игровые элементы используются для упрощения материала и представления его в более доступной форме. И это отличное решение, но! если элементы геймификации добавляются в задания невысокой сложности, то внимание ребенка будет переключаться с учебно-образовательной задачи на игру, и образовательный результат будет хуже.

3. Геймификация образовательного процесса в больших группах

Когда количество обучающихся увеличивается, то количество возможных сценариев для внедрения геймификации сокращается. Это происходит потому, что для каждого ученика нужно предоставить индивидуальный опыт игры, и учесть различные индивидуальные уровни навыков.

Например, базовая модель геймификации (BPL) может быть использована в массовых курсах, где участвуют большие группы обучающихся. Она может предоставить общую структуру и цели для всех участников, но она не учитывает индивидуальные потребности и интересы каждого ученика.

Это может привести к снижению мотивации и участия учащихся, особенно тех, кто не чувствует себя подключенным к игровой системе. И, особенно сложно в больших группах обеспечить персонализированную обратную связь и оценку, которые являются важными элементами геймификации. Индивидуальная обратная связь и оценка помогают учащимся видеть свой прогресс и мотивируют их продолжать.

4. Фокус на геймификацию

Проблемы, связанные с выбором механики геймификации, могут возникнуть из-за неправильного понимания целей и задач образовательного процесса, а иногда из-за желания просто разбавить образовательный процесс элементами геймификации. Если отработка ошибок становится интересной и стимулирует учеников к намеренному совершению ошибок. Это может привести к неправильному овладению материалом и недостаточному развитию навыков. Также, если использование игровых элементов из головоломок в учебных материалах создает мгновенное удовлетворение и разрешение проблемы, то ученик может потерять интерес к самому материалу и не будет повторно обращаться к нему в будущем и из-за отсутствия интриги. Вместо этого, он может искать другие учебные материалы или задания, которые предлагают новые вызовы и стимулируют его развитие. Важно подбирать механики, которые поощряют глубокое понимание материала и способствуют повторному использованию учебных материалов.

5. Неподготовленность педагогов к внедрению геймификации

Если педагоги не имеют достаточных знаний и опыта в области геймификации, они могут воспринимать ее как простую развлекательную и не серьезную активность. Это может привести к неправильному использованию геймификации и несоответствию ее целям и задачам образовательного процесса.

Кроме того, без понимания преимуществ и возможностей геймификации, образовательные организации могут быть скептически настроены к ее внедрению и предпочитать традиционные методы обучения.

Чтобы преодолеть эти проблемы, необходимо проводить обучение и подготовку кадров в области геймификации. Чтобы это касалось не только знаний о теории и методах геймификации, но и практического опыта ее использования в образовательном процессе. Геймификация должна быть интегрирована в программы таким образом, чтобы нести не только развлекательную функцию, но и академическую, с фокусом на достижении образовательных целей. Это требует сотрудничества и взаимодействия между методическими кадрами, разработчиками программ и образовательными организациями.

В заключении хочется сказать, что геймификация в образовании имеет свои безусловные преимущества, но важно учитывать аспекты применения, которые могут ослабить ее эффективность. Знание инструментов и их применение в разных формах обучения, позволяют вовлечь обучающихся и достичь необходимого результата.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube