Качество образования // Интервью

Марина Машкова: «Я очень осторожно отношусь к понятию "одаренный"...»


Марина Машкова: «Я очень осторожно отношусь к понятию "одаренный"...»
Фото из личного архива «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы

«Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы необычное учебное заведение, созданное по инициативе группы родителей, сотрудников МФТИ. С момента основания лицея в 1991 году необычным здесь было все – от программы, предполагавшей преподавание латинского языка и философии, экономики и истории искусства, до лицейских праздников, которые с энтузиазмом проводились, несмотря на отсутствие помещений.

В 2014 году лицей получил новое здание и новый статус: учредителем стало правительство Московской области, а открытие кампуса позволило обучать детей из других регионов. В настоящее время в «Физтех-лицее» занимается более 1000 детей со 2-го по 11-й классы из 56 регионов. Лицей растет и развивается, на его базе создается естественно-научный образовательный кластер по модели Образовательного центра «Сириус». Проект инициирован губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым и поддержан президентом РФ В.В. Путиным. В сентябре 2022 года было открыто здание начальной школы, в начале нынешнего учебного года еще один кампус и Технопарк.

Ученики лицея побеждают во всероссийских и международных олимпиадах физико-математического и естественно-научного профиля. Но путь к вершине никогда не бывает простым, и подготовка к интеллектуальным соревнованиям такого уровня – это как спорт высоких достижений. Как помочь талантливым подросткам выдержать большую учебную нагрузку, пережить «звездную болезнь» после побед в престижных олимпиадах или горечь поражения? Об этом рассказывает в интервью «Вестям образования» бессменный директор «Физтех-лицея» им. П.Л. Капицы Марина Геннадьевна Машкова.


– Марина Геннадьевна, вы возглавляете Физтех-лицей с момента его основания, более 30 лет. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось.

– Физтех-лицей был учреждён по инициативе группы родителей, сотрудников МФТИ в 1991 году. Это было очень интересное время, когда создавались новые образовательные проекты, и мы тоже придумали школу – прежде всего для своих детей. Школу, в которой учиться было бы трудно, но интересно. Нас было 200 человек, и наши первые занятия проходили в здании детского сада. В 2014 году в жизни Физтех-лицея произошло много важных событий: во-первых, для нас построили новое здание, во-вторых, учащихся стало вдвое больше за счет новоприбывших, в-третьих, статус лицея изменился с муниципального на областной, что открывало перед нами дополнительные возможности.

И еще одно знаменательное событие случилось в том году: лицею было присвоено имя Петра Леонидовича Капицы, и мы в новом статусе и с новым именем 1 сентября 2014 года уже начали заниматься в новом здании.
А в начале этого учебного года мы открыли памятник этому выдающемуся ученому (см. фото в конце статьи).

В 2018 году был построен интернат на 250 мест для учащихся 8–11-х классов (но не младше 14 лет), приезжающих из других регионов. В следующем году мы отметим 10 лет с момента создания Физтех-лицея имени П.Л. Капицы.

На праздничной линейке 1 сентября
выступает мэр г. Долгопрудный Владислав Юдин

– По образованию вы учитель русского языка и литературы. Поделитесь опытом, как лирику удается руководить физиками?

Считаю, что деление на физиков и лириков очень условное. Прежде всего мы – люди, и рядом со мной работают талантливые, профессиональные, яркие личности, которые меняют мир и помогают детям идти вперед. Вот такое наше лицейское сообщество… И вся моя жизнь связана с Подмосковьем, с Долгопрудным. Здесь я окончила школу, в этом городе работали мои родители (кстати, моя мама тоже была директором долгопрудненской школы, и очень хорошей школы), здесь я начала работать после института учителем русского языка и литературы, здесь родился мой сын, он окончил лицей, а затем МФТИ.

День знаний в Физтех-лицее им. П.Л. Капицы
отметили танцевальным флешмобом

– Из каких регионов приезжают дети и как осуществляется их отбор в Физтех-лицей?

– Начиная с 8-го класса мы предлагаем семь профилей: физико-математический, биохимический, физико-химический, IT, социально-экономический, инженерный, и в этом году открыли лингвистический профиль. Так что выбор подросткам предоставляется очень широкий. Желающие поступить на тот или иной профиль сдают определённый экзамен. В 8-й класс поступают дети из разных регионов: по итогам прошлого учебного года – из 56, и география самая разнообразная – как говорится, от Калининграда до Владивостока. Данные этого года постоянно обновляются, поскольку дети продолжают приезжать, и окончательные итоги мы пока еще не подвели.

– В последние годы упал престиж инженерно-технических специальностей (за исключением IT), а вместе с этим снизился интерес школьников к математике и предметам естественно-научного цикла. Отразилась ли эта тенденция на конкурсе в ваш лицей?

– На нас эта тенденция никак не отразилась – наоборот, если раньше мы набирали два профильных физматкласса, то в последнее время по три-четыре. Конкурс – порядка 4–5 человек на место, на IT – 3–4 человека на место, на биохимический – 2 человека на место. А с прошлого года мы открыли инженерный класс, который тоже оказался востребованным, хотя и меньше по сравнению с физматом, но конкурс в этом году вырос. Я спрашивала ребят, почему они выбрали физмат, а не инженерный, и мне один десятиклассник сказал: «Чтобы стать квалифицированным инженером, нужно хорошо знать и физику, и математику». Поэтому, если они поступают на физико-математическое направление, это не значит, что они не пойдут на инженерные специальности. Но мы сейчас очень активно это направление развиваем в связи с открытием Технопарка, на базе которого в этом году планируем провести инженерную олимпиаду для учащихся 8–11-х классов. Ребята, которые на этой олимпиаде получат диплом или станут лауреатами, будут иметь возможность льготного поступления в инженерные классы Физтех-лицея.

Открытие Технопарка стало большим событием для Физтех-лицея

– Есть ли отбор в начальную и основную школу?

– Мы принимаем ребят со второго класса с учетом их знаний за первый год обучения и по итогам собеседования, которое проводится психологами в форме игры. Благодаря этому мы уже можем сделать выводы, кто из детей лидер, кто внимательно слушает инструкцию наставника-тренера, а кто отвлекается, потому что устал или ему это не интересно. После этого мы организуем встречу с родителями, чтобы узнать, как они относятся к образованию по системе Физтеха. У нас в лицее она похожа на вузовскую, только в школьной адаптации. Она рассчитана на детей, у которых за период начальной школы должны быть сформированы навыки работоспособности, усидчивости, внимания, иначе они не смогут продолжить обучение в основной школе. На этой ступени мы новые классы уже не набираем, а ведем учеников, которых приняли во второй класс.

– На учеников лицея ложится большая нагрузка, и не только учебная, но и психологическая, потому что их готовят к высоким достижениям, к олимпиадам. Насколько здесь важна работа психологов и учителей?

– Я бы сказала, очень важна. У нас в лицее организована социально-психолого-педагогическая служба, специалисты которой работают с детьми, наблюдая за ними и на переменах, и на уроках, и особое внимание уделяется подросткам, которые проживают в интернате. Вы же прекрасно понимаете, что дети уехали далеко от дома и семьи, учебный год длится 9 месяцев, а для выпускников 9-х и 11-х классов даже 10 месяцев, потому что они сдают ОГЭ и ЕГЭ. И здесь важна роль не только профессиональных психологов, но и учителей. Они у нас не просто специалисты своего дела, которые объясняют новый материал, консультируют и дают задания, но и становятся старшими советчиками и друзьями для учеников.

Каждый учебный год мы начинаем с командообразующих тренингов для учащихся 8–10-х классов (это как раз та возрастная категория детей, которые приезжают из разных регионов для учебы в профильных классах). Эти тренинги проводят эксперты по командообразованию в условиях выезда на специально оборудованные площадки. Их цель – знакомство, общение, приобретение навыков взаимопонимания и дружбы. Обратно они возвращаются не просто учениками из класса А, Б, В, а лицейским сообществом, в котором живут по правилам взаимоуважения и взаимоподдержки. Это помогает ребятам дерзать, выдерживать серьезные нагрузки и побеждать в олимпиадах.

Создание такого сообщества, состоящего из детей, воспитателей, психологов, преподавателей, сотрудников – лучшая профилактика буллинга, и ни одного случая за эти годы не было замечено.

И, конечно, жизнь наших лицеистов не ограничивается учебой. У нас очень развита досуговая деятельность. Есть физкультурно-оздоровительный комплекс, который открыт всегда: здесь и теннисный корт, и футбольное поле, где тренировки проходят до 9 вечера. Я часто наблюдаю из окна своего кабинета, как в теплую погоду на переменах ребята играют в бадминтон, занимаются на тренажёрах, подтягиваются на турнике.

Кроме этого, у нас есть театральные, музыкальные, литературные студии. Оказалось, что наши юные физики, математики, ботаники, биологи, программисты – талантливые артисты. Родители, которые приезжают смотреть спектакли с их участием, говорят: «Мы даже иногда не понимаем, профессиональные артисты перед нами или обычные школьники».

– За всю вашу большую педагогическую карьеру вам приходилось работать с разными детьми, поэтому есть возможность сравнить, чем отличаются одарённые дети от обычных, и какие специальные подходы и методики требуются для работы с юными талантами?

– Мне приходилось работать и с обычными детьми, и с детьми, которые стояли на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, это были сложные ребята с тяжёлой судьбой из неблагополучных семей. Я за свою жизнь прошла многое. Главный вывод – дети очень хорошо отзываются на усилия, которые в них вкладывают учителя. «Трудные» подростки требуют больше педагогических усилий, и, если нам удается им помочь, они бывают очень благодарны.

Я чрезвычайно осторожно отношусь к понятию «одарённый», но еще осторожнее – к слову «вундеркинд». У меня были мамочки, которые приходили и говорили: «Возьмите моего ребёнка, он из корня что-то вычисляет и складывает четырёхзначные цифры».

А ребёнку 8 лет. Меня это очень пугало. У меня всегда возникал вопрос: «Зачем это нужно? Возите его на выставки, в театр, читайте ему книги, пусть он занимается спортом». Вундеркиндов, то есть детей, которые учатся в более старшем классе, чем должны по своему возрасту, у нас в лицее нет, просто наши дети более мотивированы. Они точно знают, чего они хотят, но, может быть, некоторые не догадываются, какой ценой достаются все эти успехи. При этом они готовы пахать, занимаясь по 8–9 уроков в день. Но, как я уже отмечала ранее, учебой и подготовкой к олимпиадам их жизнь не ограничивается. Есть спорт и занятия по интересам. В прошлом году для наших детей мы открыли около 100 кружков на выбор, в том числе спортивные и творческие.

– А все ли выдерживают такой темп, нагрузку и нацеленность на успех? Наверное, у вас есть отсев?

– Не все выдерживают. Ребята и родители сами прекрасно понимают, что, если достижения даются за счёт стрессовых ситуаций и причиняют ущерб здоровью, то лучше перейти в другую школу. И когда они переходят в другую общеобразовательную организацию, с нашей подготовкой они становятся там отличниками без перегрузок и переутомления. У нас были дети, которые не выдерживали нагрузку в 7–8-м классе, переходили в другие школы, даже в Суворовское училище. В этом году я увидела знакомого папу, который 2–3 года назад перевел сына в Суворовское училище, ребенок там отучился и снова поступил к нам в 10-й класс. И таких случаев немало, когда после перехода в другую школу ребята возвращаются к нам, поступая в профильные классы. То есть дорога в Физтех-лицей ни для кого не закрыта. Надо просто вовремя оценить свои силы, свою подготовку и сделать вывод, стоит тебе дальше тянуть или не стоит. Или лучше на год-два уйти и принять решение – остаться в другой школе или вернуться обратно.

– Ученики Физтех-лицея активно участвуют в олимпиадах, которые приносят не только победы и призы. Как вы помогаете подросткам справиться с горечью поражения?

– Да, готовятся все, побеждают немногие. Допустим, из 30 человек, уехавших на Всероссийскую олимпиаду школьников по физике, только 18 привезли дипломы.

Конечно, ребята переживают, и здесь необходим индивидуальный подход к каждому, не существует общих рецептов. И все же есть один почти универсальный способ – переключение на другие виды деятельности, где ребята могли бы себя проявить: спорт, музыка, театр. А еще – экскурсии, в том числе и поездки в другой город. У меня замечательный преподаватель русского языка и литературы, Андрей Геннадьевич Успенский, быстро собирает команду из 10–15 человек, покупает билеты в Санкт-Петербург, и вечером все отправляются в Северную столицу. Весь день у них проходит в пеших экскурсиях по городу, которые проводит сам учитель (например, по местам Достоевского), потом они заходят в Русский музей или в Эрмитаж, успевая перекусить в кафе, а поздно вечером садятся в поезд и возвращаются обратно в лицей. И за эти сутки, насыщенные разнообразными событиями, и за две ночи в поезде, конечно, стресс, может быть, не снимается окончательно, но уже нет таких острых переживаний, истерик. А если они ещё задерживаются в Петербурге, и им удается попасть в Михайловский театр – это вообще счастье.

– Не только поражение, но и успех тоже надо пережить достойно. Многие выпускники вашего лицея побеждают в олимпиадах. Не сталкивались ли вы с таким явлением, как «звездная болезнь», и если да, то как с ней боролись?

– Некоторые демонстрировали, что они супергерои. Мы с ними работаем. Мы им объясняем, что после выпуска из лицея они поступят в МФТИ, и там таких как они будет очень и очень много. И обязательно в своей жизни они встретятся с тем, кто будет и умнее, и талантливее, и перспективнее их. Обычно это помогает.

Кроме того, когда они возвращаются с престижных олимпиад, им приходится досдавать большое количество долгов по школьной программе, накопившихся за время их подготовки к олимпиаде. Победы были вчера, а сегодня надо сдавать русский язык и литературу, географию, историю, обществознание, физкультуру и так далее. И тут выясняется, что они не знают, какую букву написать в конце слов «вследствие» и «впоследствии».

Но вообще это индивидуальная работа, потому что каждый ребенок неповторим. Кто-то психует, когда нервничает, кто-то смеется, кто-то уходит в себя. К каждому надо найти свой ключик.

– Какие новые возможности для развития лицеистов появились в связи с открытием Технопарка?

– Технопарк – это обучение на основе практической деятельности. Оборудование нашего Технопарка: копии установок лауреатов Нобелевской премии по физике, оранжереи, молекулярно-биологические лаборатории, оборудование для химического анализа, лаборатории по гуманоидной робототехнике, планетарий, полигон для проведения испытаний беспилотных аппаратов как на улице, так и под водой, центр обработки данных, – все это позволяет осуществить широкий спектр лабораторных и практических работ как обучающего, так и поискового характера. В Технопарке будут работать лаборатории от научно-производственных объединений, которые предоставляют не только оборудование, но и кейсы для решения насущных задач, и наши дети не только научатся решать реальные задачи, смогут пройти профориентационное обучение, но и зарекомендовать себя перед будущими работодателями.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube