Первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Максим Гулин рассказывает о том, как повлияет новый закон на ситуацию в образовании и в учебном книгоиздании.
– Насколько унификация способствует развитию системы образования?
– Безусловно, законопроект о введении «золотого стандарта» сработает на формирование единого образовательного пространства, которое позволит детям независимо от места жительства получать знания по программам, обязательным к применению на всей территории России. Введение основных общеобразовательных программ означает, что любая школа не может давать меньше компонентов, заложенных в них.
Слово «унификация», мне кажется, несопоставимо с «развитием образования», более того, его нельзя применять по отношению к данному законопроекту. За школами, которые идут в авангарде, сохраняется право использовать инновационные и уникальные образовательные программы, которые точно способствуют развитию системы образования. Будет продолжено профильное обучение, предусматривающее максимальное расширение пространства выбора и свободы для школ.
– Что изменится в жизни школы на практике?
– Введение для школ понятия «основная общеобразовательная программа» вместо примерных кардинально не изменит процесс обучения и воспитания детей в школе. Тем более что законопроект оставляет за общеобразовательными организациями право разработки собственных образовательных программ и непосредственного применения отдельных компонентов ФООП.
Кроме того, образовательная организация получает право на перераспределение часов, установленных в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
– Как законопроект повлияет на судьбу инновационных школ?
– Принятие законопроекта не должно привести к полной потере разнообразия программ хотя бы для инновационных школ.
Инновационные школы сохранят свою индивидуальность и возможность разрабатывать собственные программы сверх основных общеобразовательных программ. Важно, что инновационную инфраструктуру по-прежнему будут составлять региональные и федеральные инновационные площадки.
Здесь хотелось бы отметить важность создания моей рабочей группы по вопросам законодательного оформления и регулирования результатов инновационных практик в государственном и негосударственном секторе образования при Комитете Госдумы по просвещению. Это будет своеобразная экспертная и переговорная площадка по обсуждению направлений развития инновационной деятельности в сфере общего, дополнительного и среднего профессионального образования, анализа деятельности учреждений государственного и негосударственного сектора образования, раскрывающего суть и содержание происходящих изменений, их эффективность и механизмы реализации.
– Может ли изменение порядка разработки и утверждения учебников привести к трансформации роли монополиста – издательства «Просвещение»?
– Да, проектом федерального закона вводится новый порядок разработки учебников для школ – государственный заказ на разработку учебников в комплекте с учебными пособиями, который будет осуществлять Минпросвещения России.
Я полагаю, что при Минпросе будет создан серьезный экспертный совет, который поможет избежать рисков появления монополистов в этой сфере. Ведь отсутствие конкуренции снижает качество и лишает неконкурентную сферу перспективы развития.
Важно отметить, что теперь все, что связано с расходами на подготовку учебников, входящих в Федеральный перечень, полностью будет за счёт федерального бюджета.
Записала Татьяна Будаева