Качество образования // Интервью

«Инновационные школы сохранят свою индивидуальность и возможность разрабатывать собственные программы»

  • 15 сентября 2022

«Инновационные школы сохранят свою индивидуальность и возможность разрабатывать собственные программы»
Фото: mobile-dom.ru

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Максим Гулин рассказывает о том, как повлияет новый закон на ситуацию в образовании и в учебном книгоиздании.

– Насколько унификация способствует развитию системы образования?

– Безусловно, законопроект о введении «золотого стандарта» сработает на формирование единого образовательного пространства, которое позволит детям независимо от места жительства получать знания по программам, обязательным к применению на всей территории России. Введение основных общеобразовательных программ означает, что любая школа не может давать меньше компонентов, заложенных в них.

Слово «унификация», мне кажется, несопоставимо с «развитием образования», более того, его нельзя применять по отношению к данному законопроекту. За школами, которые идут в авангарде, сохраняется право использовать инновационные и уникальные образовательные программы, которые точно способствуют развитию системы образования. Будет продолжено профильное обучение, предусматривающее максимальное расширение пространства выбора и свободы для школ.

– Что изменится в жизни школы на практике?

– Введение для школ понятия «основная общеобразовательная программа» вместо примерных кардинально не изменит процесс обучения и воспитания детей в школе. Тем более что законопроект оставляет за общеобразовательными организациями право разработки собственных образовательных программ и непосредственного применения отдельных компонентов ФООП.

Кроме того, образовательная организация получает право на перераспределение часов, установленных в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.

– Как законопроект повлияет на судьбу инновационных школ?

– Принятие законопроекта не должно привести к полной потере разнообразия программ хотя бы для инновационных школ.

Инновационные школы сохранят свою индивидуальность и возможность разрабатывать собственные программы сверх основных общеобразовательных программ. Важно, что инновационную инфраструктуру по-прежнему будут составлять региональные и федеральные инновационные площадки.

Здесь хотелось бы отметить важность создания моей рабочей группы по вопросам законодательного оформления и регулирования результатов инновационных практик в государственном и негосударственном секторе образования при Комитете Госдумы по просвещению. Это будет своеобразная экспертная и переговорная площадка по обсуждению направлений развития инновационной деятельности в сфере общего, дополнительного и среднего профессионального образования, анализа деятельности учреждений государственного и негосударственного сектора образования, раскрывающего суть и содержание происходящих изменений, их эффективность и механизмы реализации.

– Может ли изменение порядка разработки и утверждения учебников привести к трансформации роли монополиста – издательства «Просвещение»?

– Да, проектом федерального закона вводится новый порядок разработки учебников для школ – государственный заказ на разработку учебников в комплекте с учебными пособиями, который будет осуществлять Минпросвещения России.

Я полагаю, что при Минпросе будет создан серьезный экспертный совет, который поможет избежать рисков появления монополистов в этой сфере. Ведь отсутствие конкуренции снижает качество и лишает неконкурентную сферу перспективы развития.

Важно отметить, что теперь все, что связано с расходами на подготовку учебников, входящих в Федеральный перечень, полностью будет за счёт федерального бюджета.

Записала Татьяна Будаева


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube