Подошла к концу последняя смена лагеря «Весёлые каникулы», организованного Институтом проблем образовательной политики «Эврика» и компанией «Сахалин Энерджи» в единственном островном регионе России – Сахалинской области. Всё происходящее в этом лагере регулируют не взрослые, а дети. Сами делают выбор и пробуют себя в разном; придумывают события, мероприятия, праздники и планируют следующий день. Это касается всех площадок «Весёлых каникул», которые разделены по возрастам – с 6 до 8 лет, 9–12 лет, 13–16 лет. В предпоследний день смены мы поговорили с содержательным консультантом самой младшей площадки (6–8 лет), методистом центра «Эврика» Ириной Панифидниковой.
Ирина Панифидникова в лагере «Весёлые каникулы»
– Ирина, лагерь «Весёлые каникулы» работает по системе развивающего обучения и деятельностного подхода, что предполагает развитие всех участников процесса – и взрослых, и детей. В чём, на ваш взгляд, заключалась ситуация развития педагогов?
– Прекрасный вопрос. Чаще всего у педагогов есть своя картина мира, в которую они вписывают всех остальных. А тут они увидели, что, когда у них картина мира уже сформирована, и детям входа нет, получается очень закрытая система. И они стали искать ходы открытия. Мне кажется, в лагере для них стало открытием, что можно сделать шаг в сторону или назад, и река сюжета потечёт совершенно по-другому. И они стали делать этот вроде бы шаг назад, но на самом деле огромный шаг вперёд. Они находили точки открытия, и получалось такое созвездие мнений. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. И чаще всего они говорили о том, что «надо же, мы чувствуем себя ненужными детям».
– А на самом деле?
– А на самом деле они отвечали за культурные образцы и при формулировке запроса от ребёнка могли оформить и доработать их. Потому что у детей иногда не хватает собственного понимания. Желание есть, а как реализовать – непонятно. И вот тогда педагоги выступают такими своеобразными консультантами.
– Как вы считаете, с какими сложностями столкнулись педагоги?
– Мне кажется, что для педагогов самое сложное – принять чужую идею, которая им не очень близка, и реализовать её. Зато, когда они придумывают что-то своё и чувствуют отклик других, получают удовлетворение. Думаю, педагоги сделали определённые выводы...
– Иными словами, они убедились, как важно личное участие каждого в процессе создания чего-либо – от рождения замысла до его воплощения?
– Именно так!
– Что можно заимствовать из лагерной жизни «Весёлых каникул» в дошкольное образование?
– Мне кажется, это моменты игр, моменты построения, когда «мы не знаем, куда идём дальше». То есть моменты сбора идей и планирования каких-то маршрутов. Причём они могут быть не одномерны и не многомерны. К одному и тому же результату можно прийти разными путями. Мы в дошкольном центре пытаемся организовать пространство реализации для детей с разными интересами и запросами, потому что каждый день у одного и того же ребёнка они могут меняться, и иногда ему сложно удерживать свою позицию. В лагере ребёнок тоже может совершить множество проб и выбрать ту, которая ему будет именно сегодня интересна. Тем не менее наши дошкольники и родители просят, чтобы кроме активностей на выбор были какие-то утренние встречи, где мы погружаемся в общее интересное пространство. В любом случае должна быть возможность выбора.
– Участники лагеря очень любят слово «удивление». Какое, на ваш взгляд, самое большое удивление было у детей в этом сезоне?
– Что от них что-то зависит. Что они могут влиять на всё происходящее и могут в какой-то момент сказать «Стоп». Дети выпадают из системы инструкций, попадают в поле, где они могут действовать самостоятельно, для них это самое большое удивление. Важно поддержать это.