Вы обращаете внимание на цвета в литературном произведении? Оказывается, всякий цвет может быть прочтен, также как слово, или истолкован как сигнал, знак или символ.
В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» мы часто видим упоминание жёлтого цвета, например, в комнате, где живёт Раскольников: «на грязных желтых обоях с белыми цветочками…» в комнате Сони: «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои», в квартире у старухи-процентщицы «небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями», мебель в кабинете Порфирия Петровича из «желтого отполированного дерева», даже Соня пошла именно по «желтому билету». Также свой последний в жизни путь Свидригайлов проходит между светло-желтых деревянных домов. В статьях можно найти информацию, что Достоевский использовал этот цвет как символ бедности, страдания, болезни и увядания. Исследователи именуют этот цвет как «гнойный», «маниакальный», «страшный». Но так ли это на самом деле?
Для меня желтый цвет всегда воспринимался как что-то тёплое, приятное, радостное. Цвет яркого солнца или спокойной и полной умиротворения осени. А психологи говорят, люди, которые любят желтый цвет, хотят раскрыть себя, добиться цели, которую поставили перед собой. Они самоуверенны, радостны и веселы. Никого, чья фамилия начинается на «Д» и заканчивается на «остоевский», не напоминает?)
Недавно я снова побывала в Санкт-Петербурге. Все, кому приходилось хоть раз там находиться (я не исключение), могут с уверенностью сказать, что Питер – другая, отдельная, маленькая страна внутри России, имеющая свою собственную атмосферу, традиции и стиль жизни.
Говоря о Петербурге, будет неправильно применить слово «гулять», гораздо точнее подойдёт «бродить». Бродить по многочисленным улочкам, дворам, без цели, погружаясь в свои мысли, подобно Раскольникову.
Итак, продолжая бродить по переулкам, почему-то именно в этот раз я обратила внимание не просто на выразительные фасады домов, но и на их цвет. Не знаю, как не замечала этого раньше, но с уверенностью могу сказать, что шестьдесят, если не семьдесят, процентов домов желтого цвета: как основные здания, например Адмиралтейство или Петропавловская крепость, так и обычные постройки.
Давайте я немного поумничаю и скажу, что в XIX веке охра была одной из самых бюджетных красок, отчего и самой популярной.
Охровый пигмент добавляли при окраске 99% зданий, но не только из-за его дешевизны – считается, что охра менее подвержена влиянию времени, а еще она добавляет ощущение тепла в пространства петербургских дворов-колодцев.
Однако это стало заодно и способом экономной России отличиться не только от других городов нашей страны, ещё раз этим подчеркнув свою индивидуальность, но и от других стран.
Не знаю как вам, но мне очень часто приходила в голову идея, что иногда люди ищут скрытый смысл или подтекст там, где его вовсе нет, ведь писатели – тоже люди, и не могли вовсе не иметь чего-то в виду. Так же и в этой ситуации: окружённый домами жёлтого цвета, который единственный вносит яркость в серый город, мог ли Фёдор Михайлович думать о чём-то другом? Или же гениальный автор взял его, чтобы полностью, достоверно, передать атмосферу Петербурга… Может, пусть это останется одной из тех загадок, которые таит в себе солнечный город вечных дождей?..
Мария Фёдорова,
ученица 10-го «К» класса московской школы «Интеграл»