16 апреля магистранты первого курса Московского городского педагогического университета приняли участие в «Академическом поединке». Студенты направлений «Образовательная политика» и «Руководитель образовательной организации» на время стали директорами и заместителями руководителей школ и представили свои проекты друг другу. Победителем поединка стала Юлия Румянцева.
Студенты направления «Образовательная медиадеятельность» взяли интервью у одного из членов жюри, заместителя руководителя Департамента образования и науки г. Москвы Ильи Новокрещёнова.
– Оправдались ли ваши ожидания от «Академического поединка» и какими они были?
– Мне хотелось посмотреть, как магистранты сформулируют для себя задачи, которые они собираются решать в магистратуре, как они представляют себе реализацию своих проектов и исследований в системе образования. Академический поединок проводится для того, чтобы помочь магистрантам сфокусироваться на темах своих проектов, обратить внимание на какие-то нюансы, которые, может быть, им не очевидны, но в процессе реализации проекта могут оказаться критически важными.
Ожидания оправдались на все сто процентов: профессионального азарта у участников – с избытком, правда, одной лишь уверенности для успеха недостаточно. Тем не менее первый шаг точно был сделан, и я получил большое удовольствие от поединка.
– На какие качества в первую очередь обращают внимание при назначении на должность руководителя образовательной организации?
– У нас есть понимание целостного портфеля компетенций руководителя, но самое первое, на что мы смотрим, – это мотивация: чего он хочет, почему считает, что ему необходимо стать руководителем образовательной организации. Для нас это очень важно.
Люди приходят с разными версиями того, почему они хотят стать директором школы. Для одних это – следующий этап в карьере, потому что все предыдущие уже пройдены. Другие делают этот шаг из-за ожиданий окружения, им говорят: «Давай, у тебя получится, двигайся дальше» и так далее.
Удивительно, но мало кто понимает, что даже переход из управленческой позиции заместителя в позицию руководителя – это фактически смена профессии.
Человек должен совершенно точно понимать, что это не только про расширение возможностей для воплощения своего собственного проекта. Если заместитель отвечает перед директором прежде всего за реализацию своих полномочий, то директор отвечает за всё происходящее в школе. В том числе за решения и ошибки своих подчинённых. И за жизнь, и здоровье тысяч ребят. Это принципиально другой уровень ответственности.
Поэтому нужно иметь очень твёрдое основание для того, чтобы стать директором школы. В первую очередь это искреннее стремление быть полезным людям и менять мир к лучшему. Может быть, звучит пафосно, но это важнейшая ценностная вещь, без которой быть руководителем школы просто опасно для самого этого человека.
– Сейчас произошли изменения в процедуре аттестации на должность руководителя. Планируются ли какие-то ещё изменения, и если да, то почему?
– Все изменения, которые были реализованы в последний год, носят скорее косметический характер. Мы докручивали те инструменты, которыми пользовались раньше. Процедура аттестации включает в себя два этапа. Первый – тестирование по основным управленческим модулям компетенций. Мы сейчас сделали его богатым на кейсы, а не на теорию.
И второй – это собеседование с комиссией по материалам аттестационной справки. Мы поменяли составы аттестационных комиссий и постоянно их ротируем для повышения объективности рассмотрения, апробировали критериальную систему оценивания.
Но всё это уже скоро станет достоянием прошлого, потому что со следующего учебного года мы планируем изменить систему аттестации. Это связано с тем, что завершился предыдущий важный этап в развитии московской системы образования, причем завершился весьма успешно. Сегодня мэр города Сергей Собянин поставил новую важную задачу – выстраивать персонифицированную образовательную траекторию каждого ребенка, и это потребует серьёзных внутренних изменений в каждой школе.
От изменения организационных структур и систем необходимо идти вглубь и дойти в наших управленческих действиях до каждого ребёнка.
Для этих изменений нужны другие инструменты, и приоритетными становятся иные компетенции директоров, а мы как раз и должны в системе аттестации эти новые ориентиры нашим руководителям задать. Ведь процедура аттестации призвана не только решить вопрос установления уровня соответствия аттестуемых заданным стандартам, но и определить вектор развития всех управленцев системы.
Елизавета Бойкова,
Елена Ерёмина