Городское образование // Интервью

Илья Новокрещенов: Учитель должен создавать на уроке ситуацию успеха

  • 30 апреля 2021

Илья Новокрещенов: Учитель должен создавать на уроке ситуацию успеха
Фото Алексея Сентюрина

Как помочь школьникам найти и удержать мотивацию? На этот и другие вопросы ответил начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов.

Можно ли научить верить детей в свои силы?

– Научить – нет. Помочь научиться – да. Ничего извне в человека интегрировать невозможно, а если возможно, то это всегда насилие.

Вера в собственные силы должна исходить от самого человека. Задача взрослого – эту веру поддерживать.

Есть хороший эксперимент Сугата Митра. Детям в индийских трущобах Нью-Дели нужно было разобраться с компьютером. Они его быстро освоили, в том числе и потому, что рядом была бабушка, которая просто хвалила ребят. Образовательные результаты возросли многократно! Исследователи доказали, что поддержка способствует достижению фантастических результатов.

Как помочь детям, подросткам осознать и развить свои способности?

– Для ребенка нужно создавать такие ситуации, где он бы научился проявлять способности, которые у него уже есть, и переживал успех. А успех, кстати, не всегда возникает в учебной деятельности.

Каждый ребенок, как и каждый человек, талантлив. И нам очень важно помочь ребенку этот свой талант найти и раскрыть, а затем и поддержать. Для этого нужно всегда отмечать любые успехи. Например, в походе дать возможность каждому побыть руководителем группы.

Можно ли в школе сделать что-то, чтобы ученики интересовались культурой и историей своей страны?

– Когда мне задают подобные вопросы, я всегда вспоминаю цитату Густава Малера, который говорил: «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». Очень важно, чтобы отечественная культура, отечественная история не были бы только предметом ритуального поклонения, никакого отношения к жизни не имеющим. Ребенок понимает историю только тогда, когда включается переживание о том, как это связано с ним, его семьей, его жизнью.

А если мы проводим какие-то мероприятия и просто рассказываем, что, допустим, в 1613 году произошло важное событие, то ребенок послушает и, не осознав связи этого события с собой и современностью, про это довольно быстро и благополучно забудет.

Да, без сомнения, мы должны целенаправленно работать, чтобы погрузить каждого ребенка в пространство отечественной истории, познакомить с основополагающими ценностями нашей богатейшей культуры, но делать это нужно деликатно. Тогда история и поможет ребенку сформировать собственные ценности.

Эмоциональный отклик формируется в сопереживании.

Основная задача школы в этом и заключается, но иногда происходит все наоборот. Дети в актовом зале слушают историю ветерана, безусловно значимую для самого ветерана, но она не находит отклика у детей. Это не значит, что не надо ветеранов, участников войны приглашать и знакомить с ними ребят, но важно тщательно готовиться к таким встречам, давать возможность детям заранее узнать гостя и задать ему вопросы. Важно рассказывать истории о судьбах конкретных людей, истории, которые бы «зацепили» современных детей.

В формате сторителлинга?

– В том числе и сторителлинга. Например, если мы говорим про войну, можно, конечно, рассказывать про битвы и сражения, но не каждого ребенка это «зацепит». А если мы расскажем, как у его сверстников изменилась жизнь, как исковеркалась судьба из-за этой войны, как они потеряли родных и близких, как они выживали и не выживали в концлагерях или как вынуждены были в 12 лет заниматься тяжелым трудом, это не может оставить равнодушным. И тогда есть шанс, что у ребенка появится интерес, и он сам захочет узнать подробности – у педагога, в интернете, в библиотеке.

Это не значит, что учителя должны превратиться в шутов и развлекать детей.

Но то, что учителя точно могут делать, – это постоянно подогревать интерес, придумывать интересные задания, создавать какие-то вызовы для учеников, позволяя им достигать ситуации успеха.

Людмила Ямпольская,
образовательный блогер, студент магистратуры «Образовательная медиадеятельность», МГПУ



Новости





























































Поделиться