Качество образования // Статья

«Обучению через игру мешает повышенная тревожность родителей, которые считают, что скучное образование – хорошее, а радостное не может быть хорошим»


«Обучению через игру мешает повышенная тревожность родителей, которые считают, что скучное образование – хорошее, а радостное не может быть хорошим»
Фото: fgconsulting.ru

Принцип «обучение через игру» известен давно, но по-прежнему почти не связан с базовым образованием. Школы отдельно, а города профессий, парки развлечений и другие формы Edutainment отдельно, и такая картина – во всем мире. О том, какие элементы этого подхода школа может перенять, на открытом семинаре ВШЭ по образованию говорили российские, британские и американские ученые.

Прогресс как будто обходит школу стороной – там делают почти то же самое, что и сто лет назад, считает глобальный директор по вопросам образования в KidZania Гер Граус. Все усилия школы направлены на развитие предметных знаний и на итоговый экзамен.

«Результат экзамена превратили в главную ценность школы, на которую все работают. Хотя как овощи не станут лучше от взвешивания – так и дети не станут лучше от экзаменов», – уверен Гер Граус.

Если связать школьную программу с игровым опытом и переживаниями детей, то это создаст для них интерес и к традиционной учебе. А ролевые игры, по словам Гера Грауса, помогают преодолеть воспроизводство неравенства. Дети из бедных семей уже в раннем возрасте обдумывают для себя разные варианты карьеры.

Участники дискуссии указали на многие барьеры, которые нужно преодолеть, прежде чем элементы Edutainment смогут попасть в школьную программу.

«Обучению через игру мешает выученная беспомощность учеников, повышенная тревожность родителей, которые считают, что скучное, тяжелое образование – хорошее, а радостное не может быть хорошим», – считает Елена Казакова, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета.

Учителя также скептически смотрят на игры. На вопрос «Вы готовы зачесть результаты, полученные в игре, как академические?» положительно ответили только 5% педагогов. Остальные считают, что игровое пространство не может быть зоной образования.

По мнению Катерины Поливановой, научного руководителя Центра исследований современного детства, два ребенка, которые сходили в театр, получили разный опыт: один испытал вдохновение и интерес, другой просто скучал. Педагогам важно знать, как говорить об этом в категориях образовательных достижений.

Российская школа не готова к экспериментам еще и из-за общего уровня в жизни, который ниже, чем в Европе. У большинства нет сбережений на образование детей.

Если эксперименты закончатся неудачей, не будет денег «переучиваться» или поступать в вуз на коммерческой основе. Поэтому ЕГЭ превращается в игру с такими высокими ставками, а любые отступления от традиционных форм учебы пугают.

Тема обучения за стенами школы пока интересна семьям, у которых есть большие ресурсы для страховки будущего их ребенка, считает Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского. «Пока эти семьи приходят в развлекательные центры, а их дети играют в фермера, дети других семей вынуждены реально вести хозяйство», – сказал эксперт.

Новые формы образования пока не имеют достаточно плодородной почвы. Они остаются на бумаге – в статьях теоретиков, и интересны только небольшой прослойке городских жителей. Поэтому пока не школа тяготеет к игре, а, наоборот, даже внеурочная деятельность превращается в подобие урока и по форме, и по содержанию.

«Старшие подростки уже не так радуются возможности играть в ролевые игры, они хотят реально действовать, отсюда и деструктивное поведение», – уверен Роберт Кунзман, профессор Школы образования Индианского университета в Блумингтоне.

Профессор Кунзман предложил подумать о других формах подготовки к взрослой жизни для старших подростков. Например, развивать ученичество в разных профессиях. Это также поможет бороться с неравенством, когда школьники из бедных семей даже не думают о престижных специальностях.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Fb, Vk, Instagram, Одноклассники, Яндекс.Дзен.



Новости





























































Поделиться