Городское образование // Статья

Виртуальные лаборатории МЭШ: почему без них не обойтись на уроках «живой» математики?


Виртуальные лаборатории МЭШ: почему без них не обойтись на уроках «живой» математики?
Иллюстрация: kvant.dm-centre.ru

В Библиотеке «Московской электронной школы» школьники могут работать в виртуальных лабораториях. Это по-настоящему качественный и современный инструмент для развития навыков учеников как в школе, так и дома. Каждая новая лаборатория – виртуальное пространство, в котором ребята могут попробовать свои силы в самых актуальных компетенциях, приобрести новые знания и навыки.

В интерактивном формате удобно изучать математику. Ведь в отличие от традиционного чертежа или графика функции, в виртуальной лаборатории все построения оживают. Школьники могут конструировать объекты и исследовать их свойства, а также решать задачи. Сейчас в Библиотеке «МЭШ» доступны семь лабораторий по предмету. Об их плюсах рассказали учителя математики столичной школы № 854 Оксана Иванова и Данила Букарев.


1. График функции. Часть 1

В сравнении с построением от руки во время классического урока, где практически невозможно достичь точности построения кривых линий, лаборатория позволяет выполнить чертеж с максимальной точностью. С учетом того, что построение в обычной тетради – достаточно кропотливый и продолжительный процесс, экономия времени и более рациональное использование урока – неоспоримый плюс.

У педагогов и ребят просто не остается той самой нелюбимой рутинной работы, из-за выполнения которой порой упускается смысл множества построений.

А изучая свойства динамических моделей графиков функций, учащиеся могут выдвигать гипотезы своих открытий. Нельзя не отметить наличие интерактивных тренажеров, с которыми ребята могут работать дома самостоятельно, если что-то упустили на уроке. Без сомнений, в этой виртуальной лаборатории заложен большой потенциал.

2. График функции. Часть 2

Основной акцент здесь сделан на комплексе интерактивных учебных средств, которые позволяют применить полученные знания для отработки построений явно заданных функций, кусочно-заданных функций или функций, заданных параметрически. Данный функционал легко применим как для объяснения материала учителем на уроке, так и для самостоятельной работы дома. Выполняя лабораторные работы на данном тренажере, можно легко повторить свойства функций и навыки построения. А еще экспериментировать, вводя различные параметры данных.

3. Планиметрия

А здесь в абсолюте принцип наглядности. Каждая предложенная презентация или лабораторная позволяет ученику как на уроке с учителем, так и самостоятельно в домашних условиях разобрать предложенные темы. Вопросов из серии «а что, если» не останется точно. Лаборатория позволяет в буквальном смысле увидеть траекторию движения, след, оставляемый объектом, применить преобразования плоскости. Основой для создания этой лаборатории, по всей видимости, послужил модуль «1С математический конструктор», так что благодаря работе в лаборатории ученики частично освоят среду 1C.

4. Стереометрия

Эта лаборатория позволяет закрыть дефициты: изучая кубы, тетраэдры, октаэдры, зачастую нет возможности раздать каждому ученику по фигурке или же иметь тетраэдры разных размеров и форм. Эта лаборатория позволяет брать на каждую задачу новую фигуру, разлиновывать, разрезать, задавать ее размеры и форму. И выполнять построение не с эскизом, а с моделью в масштабе 1:1, тем самым давая более точное представление о том, как располагаются по отношению друг к другу те или иные элементы, лежит ли точка на прямой, будет ли пересечение у линий и так далее.

В стереометрии нередко возникают ситуации, когда при сложном чертеже можно упустить некоторые факты и поставить элемент не так, как это требуется по условиям задачи. Возникновение такой ошибки на чертеже перечеркнет всю работу ученика и приведет к неизбежному перечерчиванию с нуля.

В виртуальной же лаборатории достаточно просто либо отменить действие, либо сдвинуть тот или иной объект, при этом остальная часть рисунка не пострадает.

Эта лаборатория имеет огромное значение для развития метапредметности, которая заменяет традиционную практику деления знаний по школьным предметам на современные технологии, направленные на формирование целостной картины мира. Очень важно отметить, что, создавая 3D-фигуру, учащиеся не только изучают предмет «Стереометрия», но и погружаются в раздел «3D-моделирование и визуализация». Знакомясь с объемными фигурами, выполняя собственные построения и решая головоломки на развитие пространственного воображения, ребята знакомятся с основами компьютерной анимации, моушен-дизайном, 3D-моделированием. Все это является неотъемлемой частью профориентации учащихся в школе.

5. Теория вероятностей

Одна из самых интересных и полезных лабораторий для школьного учителя математики. В наше время работать с информацией, анализировать ее и делать на основе этого выводы крайне важно. И данная лаборатория «заточена» как раз под эти задачи.

При изучении статистики на классическом уроке обычно используют учебники или таблицы с готовыми данными. В лучшем случае удастся провести занятие, на котором дети будут бросать кубик или монетку, то есть перечень испытаний более чем скромный.

В копилку спорных моментов так же ложится время, затраченное на проведение ряда реальных экспериментов. В виртуальной же лаборатории можно задать входящие значения и увидеть множество результатов эксперимента, полученных случайным образом, а еще рассмотреть полученную информацию в виде диаграмм, графиков, таблиц и так далее. Прекрасный инструмент для вовлечения детей в экспериментальную деятельность.

6. Математическое моделирование

У лаборатории огромный потенциал, предложенные в ней исследования крайне наглядны и информативны. Это хороший пример межпредметного взаимодействия математики и физики. Здесь заложен практико-ориентированный подход в обучении, который развивает умение анализировать, сравнивать и обобщать полученный материал. Составление математической модели и перевод ее на язык математики готовит детей к моделированию реальных процессов и явлений в их будущей деятельности.

7. Математический конструктор

Благодаря этой виртуальной лаборатории ребята получают информацию в виде презентаций, наглядного материала, схем, диаграмм и графиков, а еще окунаются в атмосферу творчества и собственного построения интерактивных математических моделей. Эта лаборатория позволяет создавать динамические модели, производить собственные построения в редакторе, модифицировать уже представленные модели, выполнять лабораторные работы, будто вы их делаете с реальными предметами на руках, моделировать различные ситуации реального мира. Все это позволяет учащимся практиковаться не только на уроках в школе, но и самостоятельно, имея под рукой лишь свой любимый гаджет, а это сейчас является несомненным плюсом, ведь не всегда под рукой есть ручка и тетрадь. В мир технологий – это отличная возможность заинтересовать детей при помощи современных технологий и привить интерес к предмету «математика».



Новости





























































Поделиться