Качество образования // Колонка

Как сотрудничество школы и колледжа влияет на профессиональный и жизненный выбор


Как сотрудничество школы и колледжа влияет на профессиональный и жизненный выбор
Фото: проф-обр.рф

Вопросом недоверия к среднему профессиональному образованию мы с коллегами занимались, как сейчас говорится, еще «задолго до того, как это стало мейнстримом». Для нас это была часть более общей проблемы отчуждения человека от труда, актуальной для наших соотечественников в течение уже нескольких десятилетий. В ситуации, когда послешкольный путь «не в вуз» сам по себе нуждался в реабилитации, было сложно представить нынешний взгляд на перспективу развития колледжа не только как образовательной организации, но и территориального профориентационного хаба.

Стоит напомнить, что интерес к проблеме выбора профессии колеблется с очевидной регулярностью, то попадая в область положительных значений, то покидая её. Распоряжение правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий», появись оно не в 2015 году, а на пятнадцать или двадцать лет раньше, сильно удивило бы тех, кому его предписывалось выполнить. А вот для первой Всесоюзной конференции в Ленинграде по профессиональной ориентации в конце 1960-х годов это стало одной из ведущих тем. Можно и дальше продолжить эту экскурсию в историю и увидеть аналогичные маятниковые движения.

О чем мы говорили с будущими выпускниками и их родителями тогда, когда тема была, прямо скажем, непопулярной, и что изменилось сейчас?

Все возможное содержание такого диалога можно разделить на три составляющие: это «вечные вопросы» профориентации, тематика будущего и, наконец, прагматичные вопросы территориального и ведомственного запроса. Баланс между ними в значительной мере менялся за последние четверть века.

Разумеется, о среднем профессиональном образовании всегда шел разговор как о наиболее быстром и результативном маршруте от «основ наук» к «рынку труда». Разумеется, самыми разными способами мы пытались изменить характер такого понимания за счет «вечных вопросов». Зачем и что выбирать? Ради чего трудиться и чем труд отличается от работы? Из чего складываются профессии, специальности, должности и чем они отличаются? Что влияет на выбор и как человек принимает решения? Кем, чем и как ограничивается свобода выбора? Кто и как поможет преодолеть эти ограничения?

Описание направлений деятельности, по которым ведется подготовка в среднем профессиональном образовании, как правило, было доступнее для подростков, чем вузовские аналоги, и это позволяло связать «вечные вопросы» с темой территории, региона, страны.

Какие профессии востребованы в моем городе или селе? Как мои земляки и сверстники выбирают профессию и где они ее осваивают? Представителей каких профессий я не встречу в своем городе или селе, но встречу в другом регионе страны или другой части мира? Кто может помочь мне увидеть на карте территории места возможной учебы или работы и попробовать себя в том или ином деле?

Сейчас может показаться странным, но очень и очень долго эта работа встречала непонимание и недоумение. Причем тематика «будущего» вообще не воспринималась экспертным сообществом. В середине 2000-х мой коллега Павел Семенович Лернер опубликовал учебное пособие для старшеклассников «Инженер третьего тысячелетия», но после этого ему пришлось объясниться с руководством, так как в одном из журналов вышла сердитая статья с общим посылом «где они в нынешней России, эти инженеры, и вообще зачем вы морочите детям голову». Мне на ученых советах приходилось также неоднократно слышать вопросы типа «ну какая профориентация может быть где-нибудь в Барнауле, ведь куда человека ткнут, там он и будет». Кстати, именно в сотрудничестве с Павлом Семеновичем и Светланой Николаевной Чистяковой примерно в 2000-х годах выработалась идея профилизации школы как фактора формирования субъекта самоопределения как центрального образовательного результата, интеграции гимназического и реального, профиля как среды для пробования себя, а не как углубления в основы наук. И уж тем более не как «вузовской подсобки» для подготовки к форсированию единого экзаменационного барьера. «ЕГЭ губит на корню то, что вкладывается в понятие профориентации», – сказал в одном из тогдашних интервью Юрий Петрович Зинченко.

Но примерно к концу десятилетия у поколения тогдашних 30-летних, работающих с молодежью, неожиданно появилась потребность и возможность заговорить о выборе профессии совсем другими словами.

В 2009 году я оказался на молодежном форуме, где всё было как-то иначе. До такой степени, что победителем в конкурсе эссе о выборе профессии неожиданно стал не эссеист, а юный рэпер, «спевший» о своем самоопределении «я идти собираюсь только вперед, так как в старом дерьме меня уже не прёт». Коллеги из Российской академии образования, когда я им рассказал о своих впечатлениях, разумеется, сделали вывод, что я посетил тусовку маргиналов, а не молодежный форум. Уже через два с половиной года я «привел» группу профориентаторов, ищущих заинтересованности от государства, на встречу в Агентство стратегических инициатив. Еще через десять лет среднее профессиональное образование начало в ряде случаев опережать высшее по своей привлекательности. А тема «профессий будущего» стала настолько преобладать над «вечными вопросами» и проблемой территорий, что теперь то и дело приходится обращать на это внимание.

Чего же в наибольшей степени не хватает в современном диалоге с будущими выпускниками и их родителями с учетом не только произошедших изменений и реализованных инициатив, но и наследия прошлых десятилетий?

Ответ очевиден: втягивания в разномыслие по поводу нового прочтения тех самых вечных вопросов и осмысления проблем территорий.

Одним из таких поводов может стать разговор об успехе и успешности. Что означает для человека успех в современном мире? Сделайте запрос, касающийся успешного человека, в поиске по картинкам. Хрустящий костюм, скорее выполняющий роль мундира, динамичная поза, нарочито радостный взгляд и какая-либо манифестация преодоления многозадачности. Вы уверены, что это соответствует представлениям современного подростка об успехе? Одна только необходимость постоянно быть онлайн и успевать за всеми изменениями совершенно иначе ставит вопрос о «скорости жизни» и, соответственно, о «медленных профессиях», сознательном следовании принципу «сделал дело – гуляй смело». Уже вошла в историю трагедия во France Telecom, когда неприемлемое обращение руководства с теми, кто «не успевает», привело к десяткам самоубийств. Разумеется, дело не в особой привлекательности «медленной жизни» в профориентационном аспекте как таковой, а в возможности выбора и маневра между медленным и быстрым. И дело касается, разумеется, не только скорости.

Другой, более важный вопрос. Выбор колледжа, а не вуза – это вынужденный ранний выбор профессии или что-то другое? В свое время исследователи показали, что в относительно благополучной ситуации в семье, а также при благоприятном развитии экономики и социальной сферы появляется своего рода привилегия позднего, многократно отсроченного выбора профессии. А в противоположной ситуации человек просто вынужден делать ранний выбор, когда он к этому еще не готов. Но уверены ли мы в сохранении этой закономерности в настоящее время? Ведь средства массовой информации старательно демонстрируют нам образы 16-летних стартаперов, а в жизни мы встречаем 30-летних «юношей», намеренно замерших в своем профессиональном становлении на подростковом этапе. Возможно, дело не только в том, что изменился прежний разрыв между обстоятельствами раннего и позднего выбора, но и в том, что деформировались подходы к периодизации профессионального самоопределения.

Наконец, сам по себе профессионализм деформируется, по мнению разных специалистов, в какие-то новые формы: полипрофессионализм, транспрофессионализм, постпрофессионализм. Конечно, об этом писалось уже несколько десятилетий назад, да и говорилось – в том числе представителями производства. Уже в 90-е годы директор местного Центра занятости рассказывал школьникам, что руководство завода, находящегося по соседству, охотнее берет на работу не трех рабочих, обладающих разными компетенциями, а одного, демонстрирующего быстроту освоения компетенций всех трех. Однако сейчас процессы, существенно меняющие эталонные представления не только о профессии, но и о занятости, в полной мере оказывают влияние на новых игроков рынка труда. Можно по-разному относиться к «Атласу новых профессий». Но он отлично демонстрирует своими экзотическими, на первый взгляд, формулировками тенденцию конвергенции профессий.

Пожалуй, именно в этом вопросе лежит точка наибольшего несоответствия в желании родителей оказать помощь своему ребенку в выборе направления продолжения образования и их неготовности к этому в силу слишком быстрого устаревания их жизненных практик.

Разумеется, современный выбор делается не только между профессиями, но и между социальными ролями. Именно дополнение освоенных в профессиональной организации компетенций предпринимательской грамотностью дает возможность стать независимым и от «дяди», на которого приходится работать. Во время прошлогодней стажировки в Германии в одной из автомастерских мы задали местным работникам вопрос, насколько велика очередь на учебу, чтобы и освоить премудрости современного ремонта автомобиля, который теперь больше похож на компьютер, и при этом открыть свое дело. Оказалось, ближайшее свободное место появится только в 2024 году.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что почти все вышесказанное относится к тем или иным способам ведения устного диалога в школьной аудитории? Может быть, нами осталось упущено что-то не менее важное?

Для настоящего самоопределения всегда нужен кризис, специально обустроенные педагогические виражи, да еще и с «искусственными неровностями».

Разумеется, создать их внутри обычней школы могли только гениальные новаторы, такие как Александр Наумович Тубельский и его соратники по «Школе самоопределения», обнаруживавшие на ровной магистрали школьной жизни только «культурные консервы» и показавшие, как можно создать совсем другие условия для профессионального и жизненного выбора.

Сейчас «точку входа» в аналогичное движение общеобразовательная организация может создать именно в сотрудничестве с колледжем. Не только для того, чтобы колледж рекрутировал себе будущих учеников: вспомним, по какой причине еще недавно не любили визиты представителей среднего профессионального образования во многих школах.

Лет 15 назад некоторые авторитетные вузы заявили: целью нашей работы по довузовской подготовке не является исключительно привлечение абитуриентов. Нам нужно, чтобы школьник понимал, насколько широк спектр путей продолжения образования, и видел, какое место мы занимаем в перечне возможных вариантов продолжения образования. Мы не скрываем, что их много, и показываем их недостатки и преимущества потенциальным абитуриентам. Такая работа давала не только прямые, но опосредованные результаты для развития профориентационных практик: благодаря сотрудничеству с довузом в МЭСИ мы с Евгением Олеговичем Черкашиным еще в середине 2000-х годов придумали, возможно, первый в стране электронный профориентационный курс, поскольку местные педдизайнеры его «нарисовали», помогли запустить и проверить. Школы были попросту не готовы к таким форматам взаимодействия, да и не всегда понимали цели такой работы.

Представляется, что теперь и многие колледжи уже готовы заявить: вот карта (как в прямом смысле, так и в переносном) нашей территории, а вот мы на ней.

Вот то, что мы можем делать для субъектов экономической сферы, а вот то, чем мы интересны для подростков и их родителей. Вот так мы организуем профессиональную пробу, а здесь проходит профориентационный квест. А вот в этом вопросе у нас не хватает педагогических технологий сопровождения самоопределения, нормативных или методических ресурсов, но мы готовы компенсировать этот дефицит. И такой опыт все успешнее реализуется как в столицах, так и на региональном уровне. Организация для будущих выпускников школ «встречи норм» – академической и неакадемической – может оказаться для профессиональной образовательной организации не просто одной из рутинных задач, но и шансом для обретения новой социальной миссии.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube