Качество образования // Статья

Как проводить уроки в онлайн и не сойти с ума


Как проводить уроки в онлайн и не сойти с ума
Фото: postupi.online

Важность ИКТ-грамотности выходит на первый план. Нужно проводить уроки в онлайн, а инструментария у учителя нет, особенно в срочном порядке.

У любого человека, ни разу не делавшего онлайн-курс в Moodle, а теперь обязанного проводить 6 уроков в онлайне, сделав их интересными (динамика-то падает), могут быть ошибки.

И это нормально. Даже у продвинутых онлайн-тренеров бывают неполадки со связью, не открывается файл и т.д. Часто готовые онлайн-курсы сопровождают команды (!) людей, обеспечивающих техническую поддержку, чтобы со стороны слушателя всё выглядело приятно, понятно, удобно.

Сейчас вся система образования ускоренно ищет ответы на вызовы. Кто-то централизованно переходит на одну платформу для всей школы, кто-то предлагает учителям каждому искать своё, а кто-то разрабатывает с нуля целую платформу для всего региона (как, например, сделала Якутия). Тем не менее многие выходят на уже готовые разработки и стараются вводить их в школы. Платформ и сервисов очень большое количество. Я поделюсь некоторыми из них, потому что другие могут иметь схожую механику внутри.

Надо сказать, многие платформы поступили благородно: кто-то делает скидки школам, кто-то полностью открывает доступ (а могли бы и повысить цены при таком ажиотаже!), а эксперты в онлайн-обучении, которые раньше были больше востребованы в корпоративном секторе, нежели в школах, открыто делятся своими знаниями с учителями.

Организующие

Google Classroom (classroom.google.com). Это сервис от создателей всем известного поисковика, разработанный специально для школ. Если учителя устали получать в личные сообщения или на почту фотографии сделанных домашних заданий, они часто переходят сюда. На платформе можно создавать несколько классных комнат, выкладывать там задания, обозначать дедлайны для сдачи работ, комментировать работы друг друга.

Платформа понятно и логично встраивает в себя другие google-сервисы, такие как текстовые документы или презентации с режимом совместного редактирования (учитель, если даёт групповую работу, может видеть, кто и что пишет), делать видеоконференции через сервис Google Hangouts; туда можно подгружать видео с YouTube (например, лекцию) и выполнять задания, загружая прямо на платформу. Учитель может отслеживать активность каждого учащегося: как активно он участвовал в групповых обсуждениях, как долго выполнял задания и выполнил ли его в срок и т.д. Также на платформе есть возможность создавать критериальные рубрики и оценивать работы по ним, оставляя более развёрнутую обратную связь ученикам. Если вы никогда не пользовались, но всегда хотели – кажется, самое время начать.

Дискорд

Дискорд – это бесплатная платформа для структурированной коммуникации в различных чатах и группах с возможностью видео- и голосовых конференций.

Школа может создать площадку для себя, выделив внутри отдельные предметы-классы-учебные кабинеты, в которые учащиеся, имеющие доступ, могут заходить.

На одном экране нам показывают одновременно все возможные (учебные/классные) комнаты, куда можно зайти (для разных пользователей они разные), всех участников данной площадки и что происходит в конкретном канале или обсуждении, в который вы уже зашли, в виде большого чата, куда учитель может выкладывать задания, а учащиеся – отправлять ответы, задавать вопросы, комментировать работы.

Также в Дискорде есть возможность организовывать обсуждения голосом и с помощью видео, в том числе и с демонстрацией экрана говорящего, что может быть полезно при проведении уроков или при презентации работ учащимися.

Есть роли пользователей (например, учителя, техподдержка, ученики и т.д.) – это удобно, если нужно быстро кого-то найти или, например, предоставить доступ отдельным людям – например, завучу – ко всем каналам. Так, они могут периодически заходить во все «кабинеты» и смотреть, как идёт работа или обсуждение у учащихся. Помимо прочего, есть и привычные нам личные сообщения, когда вы можете написать любому участнику платформы, как учителю, так и ученику.

Некоторые учителя уже переводят свои уроки на специализированные платформы для онлайн-курсов, например Moodle. Это хорошо организованная система, где учащийся в более самостоятельном режиме изучает предмет. Разработка такого курса требует больших временных затрат и технической подготовки со стороны учителя и, возможно, большей самостоятельности от учеников.

Что используют на самом уроке?

Выбор инструментов зависит от подкованности учителя в ИКТ, фантазии и, конечно, соответствия инструмента учебным задачам.

Конечно, сервисы для голосовых и видеоконференций вроде Zoom, Skype и Goggle Hangouts стали очень популярны, потому что в чём-то повторяют привычную нам систему работы. Однако в ситуации карантина сложно поддерживать тот же режим, что и в школе (он называется синхронным – то есть учитель и ученик встречаются «в режиме реального времени»), многие переходят на асинхронный режим, когда учитель выкладывает в общий доступ все необходимые материалы и задания учащимся и даёт им более продолжительное время на самостоятельное изучение материала и выполнение работ, соединяя это с периодическими онлайн-консультациями.

Различные тесты и опросы проводят обычно в Google Forms, Onlinetestpad, Survey monkey и других. У них похожий функционал, заключающийся в автоматической проверке заданий, которые учитель туда загружает с указанием правильных ответов. Обратную связь также можно собирать с помощью облака тегов или быстрых опросов в Mentimeter. Это поддерживает динамику урока, так как учащиеся сразу видят свой вклад в общую дискуссию.

Можно создавать индивидуальные рабочие листы для каждого учащегося – для этого хорошо подходит Wizer.me. Это сервис для создания индивидуальных рабочих листов, куда можно подгружать видео и звук, давать ответы на открытые вопросы и тесты.

Иногда учителя используют онлайн-доски для совместной работы, такие как Miro, Awwapp, Whiteboardfoxи т.д. Представьте, что все ученики одновременно смотрят и пишут на привычную нам доску в классе, только через экран компьютера. Совместную работу можно провести и через более сложные инструменты, такие как ментальные карты (Coggle, Xmind, Mindmeister и др.). Похожее, но более индивидуализированное – это сервис Padlet, куда ученики могут выкладывать именные карточки со своими работами, комментировать их, составляя одно большое поле работ.

Откуда брать контент и задачки?

Учителя могут прикрепить материалы для самостоятельного изучения. Это могут быть большие видеолекции или краткие 5-минутные уроки с сопровождающими заданиями. Помимо известных для учителей ресурсов, таких как Инфоурок, ЭОР, Учи.ру, появляются и новые:

  • Яндекс.Школа запускает бесплатную онлайн-школу для учащихся на время карантина. Учителя со всей страны проводят уроки в режиме реального времени для учащихся разных классов. Похоже на Мособр.тв.
  • Интернет-урок – это набор видеоуроков, которые учитель может предложить ученикам для прохождения.
  • Фоксфорд предлагает онлайн-подготовку к школьным предметам (как и Skyeng или Maximum).
  • РЭШ – это библиотека электронных уроков, созданных учителями по всей России.

В сложившейся ситуации сложно понять, кому сейчас нужна помощь больше: учителям, родителям или ученикам. Наверное, всем, поэтому имеет смысл не паниковать самому и спокойнее относиться к возможным ошибкам другого в такое непростое время. Кажется, что именно в режиме самоизоляции (и паники) культура общения как никогда ценна. Хорошо, что у нас есть (ИКТ) инструменты для её поддержания.



Новости





























































Поделиться