Аналитика // Статья

Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии

  • 6 апреля 2020
  • 3000

Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии
Фото: www.motherjones.com

По мнению большинства российских педагогов – учителей школ и преподавателей вузов – система образования оказалась не готова к переводу занятий в дистанционный (онлайн) формат. Две трети педагогов полагают, что качество подготовки учащихся в результате перехода на дистанционный формат снизится. Многие педагоги не знают о деятельности государственных министерств по организации дистанционного обучения. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в конце марта 2020 года (на этапе переведения на дистанционное обучение) среди педагогов, работающих в российских учреждениях общего и высшего образования*.

Две трети российских школьных учителей (68%) считают, что система школьного образования не готова к переходу на дистанционное обучение, 24% полагают, что школы к переходу готовы. Среди преподавателей вузов выше доля более оптимистичных оценок: треть (35%) считают, что система высшего образования готова к переводу занятий в удаленный формат, 53% придерживаются обратного мнения.

Многие педагоги не осведомлены о координирующей деятельности государственных органов в сфере образования по организации перехода на дистанционное обучение.

Треть (35%) преподавателей вузов не знают о такой деятельности со стороны Министерства науки и высшего образования. Каждый пятый школьный учитель ничего не знает о координирующей активности Министерства просвещения и региональных органов управления образованием (такие ответы дали 23% и 20% учителей соответственно).

Школьные учителя склонны оценивать действия государственных органов более положительно, чем преподаватели вузов, однако в целом положительных оценок – меньшинство.

Так, положительно действия Министерства науки и высшего образования оценили 37% преподавателей вузов (отрицательно – 28%, 35% не знали о них), действия Министерства просвещения – 46% школьных учителей (отрицательно – 32%, 23% не знали о них).

Педагоги в целом высоко оценили помощь со стороны своих образовательных организаций в процессе организации дистанционного обучения.

Большинство (63%) отметили, что их организация проводила консультации по запуску дистанционного обучения, причем преподавателей вузов консультировали и обучали чаще, чем учителей школ (70% против 62%).

При этом педагоги жаловались на техническое оснащение их образовательной организации.

Большинство – 61% – оценили его на «тройку», только 15% указали, что их организация оборудована «очень хорошо».

Некоторые школьные учителя отмечают, что существенные доли учеников не могут обучаться дистанционно либо из-за отсутствия технических средств, либо из-за неумения использовать цифровые инструменты. Так, почти каждый пятый учитель (19%) отметил, что до половины всех школьников в их потоке дистанционно учиться не смогут. Каждый десятый учитель (10%) указал, что таких учеников в потоке может быть больше половины.

Педагоги дали низкие оценки качеству электронных учебных материалов, предлагаемых учащимся для дистанционного обучения.

Только 40% охарактеризовали качество как «отличное» или «хорошее», 43% – только как «удовлетворительное», 9% – как «плохое». Чаще плохие оценки качеству материалов давали преподаватели вузов.

Прогнозы большинства российских педагогов и преподавателей вузов относительно того, как переход на дистанционное обучение повлияет на уровень подготовки учащихся, негативны. 66% считают, что качество знаний учащихся снизится, 28% – что оно останется без изменения, 6% заявили об улучшении качества знаний.

Людмила Спиридонова, директор исследований НАФИ в сфере человеческого капитала:

«Всем пришлось столкнуться с неожиданными трудностями в связи с введением режима самоизоляции. Система образования оказалась “на первой линии фронта” с большим количеством людей: около 1,5 млн школьных учителей и преподавателей вузов, а также 16 млн школьников и 7 млн студентов. Оперативно выстроить систему обучения и выполнение учебного плана в дистанционном формате оказалось непросто, что почувствовали все участники системы, включая родителей школьников.

Результаты ранее проведенных нами исследований дают повод для надежды на успешное ведение дистанционных занятий. Российские педагоги обладают значительно более высоким уровнем цифровой грамотности по сравнению со средними показателями по России (88 против 62 пунктов), а также по сравнению с учащимися (73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет)**.

Однако также по результатам исследования было выявлено, что учителям школ и преподавателям вузов в первую очередь необходимо углубление знаний в области принципов работы компьютерной техники и программного обеспечения, развитие навыков использования в образовательном процессе современных гаджетов и приложений.

Все эти проблемные места пока мешают быстро настроить эффективный учебный процесс и потребуют от педагогов оперативного наращивания их знаний и навыков».



Новости





























































Поделиться