Низкие образовательные результаты и чрезмерную загрузку детей учителя часто объясняют несовершенным образовательным стандартом. На заседании клуба «Норма и деятельность» мы спросили учителя литературы гимназии № 1514, председателя Гильдии словесников, члена совета по русскому языку при Президенте Антона Скулачёва, каким должен быть ФГОС 4.0, чтобы учителям не приходилось оправдываться.
Основой любого образовательного события в идеале должен быть консенсус или договор, в том числе договор между родителем и учеником. Договор ни в коем случае не в бюрократическом смысле этого слова, а в прямом смысле: мы садимся за стол и договариваемся о целях, уточняем цели друг друга, что мне, кстати, очень нравится. Это происходит сейчас на обсуждении ФГОС 4.0.
Тогда и не возникает необходимости оправдываться, и тогда не возникает необходимости говорить, что я работаю только так и иначе не буду.
Мне кажется, что в саму ткань образовательного процесса должна быть вшита возможность договариваться и передоговариваться с родителем, с учителем, с администрацией, с учеником. Мы в этом году сделали с детьми такой удивительный рывок в умении читать и анализировать текст, что следующий год мы потратим, например, не на тот навык, который мы планировали, а возьмём что-то гораздо более глубокое, будем изучать зарубежную литературу, к примеру. Или наоборот, приходит класс, и мы видим, что навыки функционального чтения очень низкие, поэтому мы будем читать короткие рассказы для подростков и учиться анализировать короткие тексты. И всякий раз на каждом этапе мы передоговариваемся, сверяем часы.
Мне кажется, стандарт будет хорош тогда, когда он будет включать в себя функцию перенастройки процесса, как, собственно, и в любых отношениях между людьми, даже личных.
Оправдываться нельзя, это просто странная стратегия. Ошибка – это нормально. Ошибка учителя – это нормально (я сейчас не говорю, конечно, о фатальных случаях). Ошибка ученика – это нормально. Скорее важно научиться видеть за ошибкой ресурс развития. Это тоже, кстати, про стандарт, который внутри подкручивается, потому что, совершая ошибку, мы дальше меняем направление движения. Это прекрасно – как здорово, что можно ошибаться.
Приглашаем 18 апреля на Сетевую межрегиональную конференцию «Эврика-Авангард – 2020», где в формате дискуссий и проектных групп будет сформирована инициатива «ФГОС 4.0» по ключевым содержательным направлениям.