Качество образования // Колонка

«Оценки и оценивание – наверное, самый тормозящий фактор развития людей»


«Оценки и оценивание – наверное, самый тормозящий фактор развития людей»
Фото: nevromedica.ru

Я – противник оценок. Я совершенно не понимаю их смысла. Вспоминая свой школьный опыт, я вижу только минусы. Сейчас в голове нет ни одной мысли о пользе оценок. Сейчас все больше и больше людей высказываются за отмену оценок. И, может, это и произойдет лет через 30–40.

А пока оценки и оценивание – наверное, самый тормозящий фактор развития людей. Как это ни парадоксально звучит.

Самый жесткий вред – это привычка соответствовать стандартам. Мне поставили «4» за две ошибки и «2» за пять ошибок. Чтобы получить «5», надо сделать вот так и никак по-другому. Она написала без помарок, поэтому у нее «5», а у тебя «4» за зачеркивание. Дети привыкают быть как все, в рамках. И эти рамки не всегда явны. И мы привыкаем к таким рамкам. Получается забавно: мы стремимся следовать неформализованным стандартам. Про неврозы я умолчу.

Еще интересная штука – это соответствовать ожиданиям конкретного человека, учителя, для получения его оценки.

Если мы понимаем, что многие стандарты оценивания не сообщаются ученику или сообщаются постфактум, то дети в поисках оптимальной модели поведения начинают «выстраивать» отношения с учителем. По-разному, конечно. Так появляются подлизы, так появляются стукачи. Про неврозы я снова умолчу.

Оценки создают соревновательную среду.

Хороша ли такая атмосфера в образовании вообще и в обучении детей в частности? Мне кажется, что нет. Явное соревнование меняет позитивную, познавательную мотивацию на деструктивную, калечащую. А еще семья поддавливает. Учись лучше, чем Вася, да? А как быть в этом случае с сотрудничеством? И как быть с открытостью, с поддержкой? Про неврозы я опять умолчу.

Хотя зачем молчать про неврозы? Синдром отличника, м-м-м? Вы же видите таких людей вокруг? Бунтарь, нонконформист. Да-да, это тоже оттуда. Непререкаемый авторитет, начальственный хам. Тоже оценки виноваты, гиперкомпенсация унижений. Бездумный исполнитель, отсутствие инициативы. Привык работать в условиях неформализованных стандартов, все время ждет негативную оценку. И так далее и тому подобное.

Я – противник оценок.

Сейчас и ранее школа калечит. Уродует людей, делает их непригодными к современной жизни. Сейчас не нужны типовые винтики. Ни в экономическом, ни в социальном смыслах. И вред, который наносит сохранение оценок и оценивание в школе, гораздо больше потерь от коррупции.



Новости





























































Поделиться