Подростки // Комментарий эксперта

Школьная среда – самая радикальная

Заместитель руководителя Центра психологической безопасности Елена Повиликина – о молодёжной преступности.

Школьная среда – самая радикальная
Фото: s2.onedio.com

Сегодня растет не столько молодежная преступность, сколько число анархичных микрогрупп среди подростков. Лишь криминал привлекает внимание СМИ и пользователей социальных сетей, и фиксируется правоохранительными органами.

Подростки действовали так всегда, но соцсети в разы упростили процесс. Молодежь сбивается в наиболее безопасные и мобильные группы по три-четыре человека. Сначала они обмениваются ссылками на видеоролики и мемы, а чем займутся потом – протестами, музыкой, бизнесом или грабежами, – зависит от совокупности подчас случайных факторов. Почему так происходит?

Государственной идеологии сейчас по сути нет, по всем опросам население интересуют только «счастье» и «здоровье», ни внешние враги, ни политика не вызывают уже заметного отклика, в цене – собственное выживание и бизнес.

Школьная среда – самая радикальная. Дети испытывают наиболее яркие, активные эмоции и любой прямой запрет воспринимают как вызов. Мягкий патернализм государства, выраженный в различных запретах «для защиты несовершеннолетних», как раз у последних и вызывает наибольшее сопротивление – так уж устроена психология подростка.

Любые запреты провоцируют создание микрогрупп – наиболее мобильных и надежных организаций.

Стоит вспомнить 1957 год, когда в Хорватии школьники, раздраженные опросами спецслужб на тему «верят ли они в бога», создали тайную организацию «Тихо». Организация была выявлена и разрушена быстро, но именно «Тихо» стала катализатором «хорватской весны».

В истории таких артелей, группировок, союзов было много всегда, но соцсети дали подросткам возможность активно влиять на общество.

Что здесь может сделать школа? Да по сути ничего. В первую очередь ценности ребенка формируют значимые взрослые, то есть семья. Да и современная структура школы не предполагает института наставничества.

Тем не менее мы в Центре изучаем опыт нескольких российских и зарубежных организаций, занятых реабилитацией подростков, совершивших мелкие преступления, и работаем над методикой, которая позволит в волонтерских группах на базе школ ресоциализировать детей из групп риска, отвлечь их от криминала, наркомании и опасного поведения.

Для профилактики криминала и опасных для окружающих акций лучше всего – не освещать их.

Доказано, что активное освещение происшествия – суицида, теракта, протеста – вызывает волну реакции среди тех, кто ассоциирует себя с участниками происшествия и получают катализатор к действию. Школьный стрелок вызовет волну школьных атак, громкий суицид – серию самоубийств среди людей того же возраста и схожей биографии, даже метод будет тот же. К сожалению, в реальности новых медиа подобное невозможно.

Приемлемый формат противодействия – активнее освещать группы с «социально поощряемым» поведением. Тогда подростки будут чаще «становиться героями» через искусство, социальные акции и волонтерство, а не рэкет одноклассников.



Новости





























































Поделиться