Здоровье // Колонка

Как детям адаптироваться к школе после новогодних каникул? Режим и еще раз режим!

Рекомендации педагогам и родителям от директора Института возрастной физиологии РАО, академика Марьяны Безруких.

Как детям адаптироваться к школе после новогодних каникул?  Режим и еще раз режим!
Фото: ak7.picdn.net

Каникулы – это самое ценное, даже драгоценное время, которое надо использовать очень рационально с учетом того, что впереди – самая длинная четверть и самый сложный и коварный месяц учебного года – февраль.

Проблемы возникают в тех случаях, когда в дни каникул нарушается режим: дети ходят по гостям вместе с родителями, поздно ложатся спать, поздно встают, неправильно питаются.

Но это не значит, что жизнь ребенка должна быть серой и однообразной. Наоборот, отдых (и не только в каникулы, но и в выходные) должен быть активным, максимум времени следует проводить на свежем воздухе. Здесь очень важен пример родителей: если мама с папой целый день проводят за компьютером и другими гаджетами, то и ребенок будет делать то же самое. А если вся семья дружно выходит на каток или в лес на лыжах, то это совсем другое дело.

Можно вести полноценный, здоровый образ жизни (встречаться с друзьями, посещать музеи, театры, выставки, гулять, кататься на лыжах и коньках – словом, посвящать досуг любимым занятиям), при этом соблюдая правильный распорядок дня.

Если режим ребенка в период отдыха не был нарушен кардинально, то есть он достаточно часов проводил на свежем воздухе, вовремя ложился спать и вовремя вставал, нормально питался и не посещал три елки в день – тогда никаких особых усилий для адаптации к учебному графику не потребуется.

Главное, чтобы все делалось без спешки и гонки и оставалось достаточно времени на еду, гигиенические процедуры и хотя бы полчаса на досуг.

И, конечно, нельзя забывать про сон.

Напомню, что учащиеся начальной школы и 5–7-х классов должны спать не менее 9 часов, старшеклассники – не менее 8 часов. Наши исследования показывают, что школьники любого возраста недосыпают в среднем час-полтора.

Педагогам я бы рекомендовала в первую неделю учебы несколько снизить нагрузку и не задавать на дом большой объем заданий.

К февралю нагрузка существенно увеличивается, а силы иссякают, витаминов не хватает, солнце из-за туч появляется крайне редко. Это самый сложный месяц не только для детей, но и для взрослых, потому что в это время обостряются хронические заболевания, из-за обилия пасмурных дней многих «накрывает» депрессия.

В феврале, как правило, обостряются все школьные проблемы: и с выполнением домашних заданий, и контрольных работ в классе.

Родители в этот период должны с повышенным вниманием относиться к жалобам детей –на боли, на тошноту, на усталость. Все эти симптомы могут оказаться предвестниками заболевания.

И особенное внимание следует обращать на изменение состояния и поведения ребенка. Что это означает?

Если ребенок, который обычно ведет себя спокойно и сдержанно, вдруг начинает капризничать, нервничать, раздражаться по любому поводу, от всего отказываться, если у него не получается решить простейшие задачки и он трудно засыпает и беспокойно спит – все это признаки неблагополучного функционального состояния.

Это можно расценивать как признаки надвигающейся болезни, так и результат усталости, накопившейся уже после каникул. Вдумайтесь только: российские школьники тратят на выполнение домашних заданий больше времени, чем их сверстники в других странах мира!

Целесообразно было бы сделать в феврале один разгрузочный день в неделю, когда вместо уроков дети идут в театр, музей или просто на прогулку, а еще лучше – на каток, на горку.

Свободное время необходимо как можно больше проводить на улице, тем самым восполняя дефицит кислорода и двигательной активности.

Сам учебный процесс не должен быть в тягость и вызывать у ребенка отторжение, а оно возникает из-за частых неудач, которые приводят к состоянию так называемой «выученной беспомощности». Так что родителям и учителям надо избегать таких ситуаций и создавать все условия для достижения успеха.

На днях я встретила в подъезде своего соседа-первоклассника, который буквально бежал в школу. Его мама мне рассказала, что она предупредила сына о том, что во втором полугодии у него будет пять уроков в день (в первом полугодии было четыре), и спросила его, готов ли он к этому?

А он ответил: «Я счастлив! Ведь у меня теперь будет целых четыре перемены!»

Скорее всего, у этого ребенка не возникнет проблемы адаптации после каникул…



Новости





























































Поделиться