Краудсорсинг – одно из модных, но в то же время не всем понятных иностранных слов, заимствованных и использующихся в разных областях жизни. Не так давно я услышала этот термин в докладе на образовательной конференции, где выступающий говорил о краудсорсинге в сфере культуры и управления городом.
Спикер определил краудсорсинг как средство вовлечения населения в управление городом, когда жители выступают в качестве экспертов.
Попробуем разобраться, что такое краудсорсинг, в каких сферах жизни он существует и что под ним понимается в различных областях.
Когда говорят о возникновении термина «краудсорсинг» (англ. сrowdsourcing от crowd – толпа и sourcing – использование или привлечение ресурсов), обычно ссылаются на Джеффа Хау, который впервые употребил его в статье «The Rise of Crowdsourcing» («Подъем краудсорсинга») в 2006 году, а позже написал книгу «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса» (2008 год, русский перевод – 2012 год).
То есть сфера возникновения этого термина и явления, обозначаемого им, – это бизнес. В самом общем понимании краудсорсинг обозначает привлечение лиц, не являющихся сотрудниками конкретной компании, для решения производственных задач. Развитие Интернета сделало возможным привлечение желающих участвовать в решении поставленной задачи буквально со всего мира. При этом в поиске решения может участвовать неограниченное количество как профессионалов, так и любителей, заинтересованных не столько в получении вознаграждения, сколько в самом факте участия. Выгода для предпринимателя очевидна: за короткий срок можно получить несколько вариантов решения задачи, затратив при этом минимум средств. Однако при этом возникает проблема анализа поступающих вариантов и выбора по-настоящему ценных решений.
Краудсорсинг как инструмент используется не только в бизнесе для поиска решений, разработки продукта или привлечения инвестиций (краудфандинг (crowdfunding) – одна из разновидностей краудсорсинга), но и в маркетинге (обратная связь с потребителями, выбор дизайна новой продукции), в менеджменте (поиск персонала через специальные ресурсы, которые содержат рекомендации), в социальной сфере (выяснение мнения жителей города о тех или иных проектах, выбор талисмана Олимпиады) (источник)
Интересно выделение более узких областей применения или, скорее, подвидов краудсорсинга, которые имеют свои названия (источник): коллективный перевод текста (краудтранслейшн); коллективный поиск специализированной информации за пределами Интернета (краудсечинг); коллективный сбор и анализ информации для онлайн-изданий (краудчекинг) и даже коллективное политическое или предвыборное шествие (краудмувинг).
В сфере образования понятие «краудсорсинг» в настоящее объединяет несколько различных феноменов:
– информационные онлайн-ресурсы (базы данных, энциклопедии, словари), в создании которых могут участвовать не только профессионалы (наиболее известный пример – Википедия);
– образовательные онлайн-ресурсы, включая дистанционные курсы и открытые университеты, по различным предметным областям (иностранные языки, искусство, экономика и другим);
– интернет-ресурсы для учителей, создаваемые самими учителями и включающие банки заданий, тестов, идеи для проведения занятий;
– интернет-сервисы по поиску репетиторов и учителей.
Все эти ресурсы и возможности, создаваемые с использованием технологии краудсорсинга, представлены в сети Интернет (можно сказать, они существуют благодаря Интернету) и в большинстве своем находятся в свободном и открытом доступе.
По принципу краудсорсинга действует также платформа «ПреОбразование». Благодаря данному ресурсу эксперты в области образования, педагоги, родители и все желающие могут принять участие в коллективном обсуждении содержания образования на различных уровнях и приоритетных направлений его развития и в конечном счете оказать влияние на будущее отечественного образования