В обществе бытует мнение, что ЕГЭ разрабатывается на основе школьных программ или конкретных учебников, но это не так. Законом об образовании установлено, что единый госэкзамен проверяет достижение требований ФГОСа — федерального государственного образовательного стандарта. Именно он является системообразующим документом. На его основе создаются школьные программы и учебники по предметам, разрабатываются экзаменационные модели и контрольные измерительные материалы для процедур государственной итоговой аттестации.
В обновленном стандарте есть несколько принципиальных новаций. Во-первых, более четко и детально обозначены требования к результатам обучения. Для разработчиков экзамена это очень важно, ведь именно требования к результатам закладываются в основу разработки заданий и формирования экзаменационных моделей в целом.
ЕГЭ и ОГЭ (основной госэкзамен) — достаточно открытые процедуры. Любой гражданин имеет возможность ознакомиться с экзаменационными моделями, соотнести их с требованиями образовательного стандарта и составить свое представление о том, действительно ли экзамен проверяет эти требования. Поэтому чем более детально сформулированы требования стандарта, тем проще достичь определенного общественного консенсуса.
Во-вторых, в образовательный стандарт включены темы по каждому предмету, обязательные для изучения всеми школьниками. Причем эти темы привязаны к каждому классу школы. Эта новация важна в первую очередь для родителей. Мне кажется, что любой родитель хочет понимать, чему школа должна научить его ребенка, и многие реально контролируют этот процесс. Некоторые семьи меняют место жительства, переводя детей из одной школы в другую. Четко установленное содержание обучения в каждом классе облегчит детям адаптацию в новой школе.
По сути, в обновленном стандарте (документ уже подготовлен и обсуждается экспертным сообществом) более четко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Но следует понимать также и то, что в нем содержится обязательная часть для изучения содержания по каждому предмету. То есть та минимально необходимая часть для изучения в каждой школе страны. Это не отменяет возможности дополнить программы содержанием на усмотрение каждой образовательной организации, исходя из запросов школьников и их семей. Из документа следует, что государство определяет 2/3 школьной программы, а оставшуюся треть, как и прежде, школы формируют сами.
При разработке заданий для конкретного класса мы сталкиваемся с проблемой: по разным программам и учебникам одну и ту же тему проходят, например, в 5, 6 или даже 7 классе. Поэтому вычленить единое для всех многочисленных линеек учебников по предмету содержание очень трудно, а иногда невозможно. Мы предполагаем, что закрепление содержания обучения по годам позволит, если так можно выразиться, навести порядок и с учебниками.
Кроме того, зачастую на рубеже итоговой аттестации в 9 и 11 классах по итогам анализа результатов выявляются проблемы с освоением некоторых тем, разделов по разным предметам. Систематическое наблюдение за учебными достижениями школьников, выстраиваемое сейчас Минобразования и Рособрнадзором, позволит выявлять эти проблемы раньше, задолго до государственной итоговой аттестации. Находить проблемы и сразу же принимать конкретные меры по их устранению, корректируя процесс обучения. И в этом плане обновленные стандарты с закрепленным содержанием по каждому учебному предмету, безусловно, просто необходимы для создания единых подходов к формированию контрольных материалов.
Очевидно, что это существенный шаг в формировании единого образовательного пространства в нашей стране.
На мой взгляд, обновленная редакция образовательного стандарта никак не может ограничить творческую свободу учителя и школьного коллектива. Учитель и школа выстраивают образовательный процесс, выбирают методики обучения и реализуют их. Постепенно наращивается техническая база образовательного процесса, позволяющая включать в процесс обучения интерактивные формы.
Творчество учителя и школы состоит совсем не в перестановке изучаемых тем из класса в класс или в углублении в какие-то интересные учителю сюжеты. Важно выстроить интересный детям процесс познания основ наук и себя самих, творческую, развивающую среду.