Качество образования // Статья

Умение планировать и рассуждать логически: 8 навыков, которые развивают программирование у младшеклассников


Умение планировать и рассуждать логически: 8 навыков, которые развивают программирование у младшеклассников
Фото: womanfan.ru

Не каждый ребёнок полюбит технические дисциплины, но дать ему попробовать программирование – точно отличная идея. Обучаясь принципам кодинга, дети развивают личные качества, которые пригодятся им сразу же – в учёбе, в общении с коллективом и при освоении любого другого занятия.

Навык первый. Мыслить логически

В программировании мы постоянно используем логический оператор «если/то»: если нажать на эту кнопку, на экране появится вот это. Если так, то идём сюда, если иначе – туда. Это основа управления в виртуальной среде. Применяя этот механизм, ребёнок учится строить причинно-следственные связи.

Логическое мышление – это, по сути, навык связывать предпосылки с выводами. Или понимать, что никаких выводов сделать нельзя. Говоря программистским языком, умение использовать в жизни оператор «если-то» и его разновидности.

Как это пригодится уже в младших классах

Математические задачи можно решать по формулам, а правила русского языка помогают понять, как писать слова и расставлять знаки препинания. Но запомнить все формулы и правила невозможно. Умение мыслить логически позволяет дойти до верного решения своим умом, рассуждая. В первую очередь важно, что ребёнок привыкает к наличию такой возможности и не боится попробовать отойти от правил и поискать ответ через размышления.

Навык второй. Использовать алгоритмы

Программирование – это последовательный процесс, где одно действие идёт за другим в определённом порядке. Ребёнок учится действовать по инструкции, постепенно двигаться шаг за шагом, не упуская ничего в длинной цепочке, – и видит, как это приводит его к нужному результату.

Важно то, что умение использовать алгоритмы тренируется уже с первых шагов в программировании. На начальном уровне дети осваивают визуальный кодинг, перетаскивая цветные кубики и двигая фигуры. Это выглядит настолько просто, что ребёнок может не воспринимать процесс, как освоение навыка, а думать, что, к примеру, просто помогает роботу доставлять посылки. Такие игры включает курс по программированию с ровером Робом для младшеклассников в Яндекс Учебнике. Все уроки курса доступны 60 дней бесплатно по подписке Яндекс Плюс с опцией «Детям». При этом каждый кубик – это команда для компьютера, выстраивая их, ребёнок запускает нужное действие. Так, дети учатся составлять алгоритмы и действовать по плану, разбивать сложную задачу на простые этапы и находить оптимальный способ решения.

Как это пригодится уже в младших классах

Дети в младших классах только учатся выполнять задачи по инструкции и частенько могут перепутать или упустить что-то важное. Родители доверяют первокласснику выкинуть мусор, сходить в магазин за хлебом или накормить кошку. Вот только запомнить, что и в каком порядке делать, у него получается не всегда: ребёнок возвращается из магазина с молоком вместо хлеба, а кот остаётся голодным, потому что школьник растерялся, забыв про алгоритм.

В школе ребёнку надо посмотреть по расписанию, какой сейчас урок, достать нужную тетрадь и учебник, после звонка – раскрыть тетрадь и учебник на определенных страницах, а дальше – записать сперва синей ручкой, потом подчеркнуть букву зелёной и выделить карандашом орфограммы.

С каждым днём алгоритмы становятся сложнее и разнообразнее. Дети, которые занимаются программированием, легче усваивают их, ведь они уже поняли принцип и потренировались на задачках по кодингу.

Ребёнок сможет успешно делать уроки самостоятельно. Он понимает, что большую задачу можно разложить на маленькие, а потом решать их постепенно. Это позволит ему потом создавать и свои инструкции. И, возможно, меньше прокрастинировать, откладывая слишком большую и сложную работу.

Навык третий. Уметь планировать

С одной стороны, в современном мире есть запрос на то, чтобы всё и везде успевать – и работать, и учиться, и путешествовать, и заниматься саморазвитием. С другой – вещей, на которые можно отвлечься, становится всё больше: от соцсетей до сериалов и компьютерных игр. В такой реальности важно уметь расставлять приоритеты, отделять важные дела от неважных, рассчитывать время на выполнение задач. Уроки программирования учат планировать свои действия: «сначала сделаю всё в этой части поля, потом перейду на другую», «если я сначала сделаю так, потом можно сделать так».

Как это пригодится уже в младших классах

Ребёнок должен понимать, во сколько начать выполнять домашнюю работу и с какого предмета лучше начать, чтобы успеть закончить, например, до того, как отправиться на секцию. Во время контрольных уметь планировать тоже важно: знать, например, что простые задания стоит сделать сразу, а сложные – отложить на вторую половину.

В течение дня тоже важно распределять время, чтобы успевать не только учиться, но и отдыхать, общаться с друзьями или заниматься своим хобби.

Навык четвёртый. Быть гибким

В программировании одну и ту же задачу можно решать разными способами. И учитель в кружке информатики, и игры, обучающие кодить, будут предлагать делать это по-разному. Например, решать задачи по сортировке можно методом пузырька, а можно – расчёской, перемешиванием и так далее.

Тренируясь выполнять задачу разными способами, ребёнок формирует навык быть гибким и понимать, что вариантов – множество, и не всегда первое решение, которое приходит в голову, – лучшее. Выбирать оптимальный путь, будучи готовым вернуться в исходное положение и начать заново – то, чему точно стоит учиться. Этому, как правило, не обучают в рамках школьной программы, где ценятся понятные алгоритмы.

Как это пригодится уже в младших классах

Учиться без ошибок – невозможно. Младшеклассники обычно сильно расстраиваются, если не могут правильно решить уравнение или задачу. У детей с развитым гибким мышлением такие проблемы возникают реже: они готовы к тому, что способов решения может быть несколько и быстрее возвращаются на пару шагов назад, чтобы найти оптимальный путь.

В классе, в котором учится 30 очень разных детей, быть гибким необходимо. Чтобы находить общий язык в большой компании людей с разными взглядами, надо быть готовым на компромиссы.

Навык пятый. Запоминать много информации

В программировании нужно запоминать много нового: названия блоков, команд, типов данных. А после – искать нужное знание спустя время, задействуя долговременную память. И даже если все эти знания в итоге не пригодятся, умение быстро запоминать важную информацию лишним точно не будет.

Как пригодится уже в младших классах

Для хорошей учебы ребёнку нужна сильная память. Детям задают учить стихи и правила, пересказывать параграфы, запоминать таблицу умножения, неправильные глаголы и этот список можно продолжать бесконечно.

Хорошая память поможет произвести впечатление на ровесников, завоевать их доверие, – например, рассказывать им интересные факты или истории.

Развитая память помогает следовать тем алгоритмам, о которых мы говорили раньше или запоминать важную информацию – адреса и телефоны. Допустим, у ребёнка разрядился смартфон, а он должен позвонить вам после школы: если он помнит ваш номер наизусть, то свяжется с телефона друга.

Навык шестой. Уметь видеть междисциплинарные связи

В школе предметы редко пересекаются друг с другом: литературу изучают отдельно от истории, физику – отдельно от химии и математики. Хотя каждая дисциплина так или иначе связана с другой. Умение видеть эти связи помогает лучше понимать и каждый предмет, и мир в целом. И самое главное – понять, как применять полученные знания в обычной жизни, ведь без этого смысла в них часто не бывает. Когда ребёнок создаёт свою игру или программирует робота, он видит, как работают математика и физика – понимает, что такое градусы, координаты, движение объектов. А ещё он замечает, как важно знать математику при изучении кодинга и осознаёт, как взаимодействуют между собой разные научные дисциплины.

Как это пригодится уже в младших классах

Когда ребёнок понимает, для чего изучать тот или иной предмет, он учится с большим интересом. Если школьник разберётся, как знание таблицы умножения поможет ему накопить на крутые наушники, то с большей охотой начнёт её учить. Связь между предметами в начальной школе тоже важна: например, на уроках ИЗО учитель может рассказывать детям о художниках и историческом контексте, в котором создавалось то или иное произведение. Это поможет им в дальнейшем не испугаться дат и цифр на уроках истории, а увидеть среди них людей и картины.

Говорят, для человека, который не знает физику, мир полон чудес. Да, возможно, для ребёнка, способного применить знания на практике, чудес поубавится, зато он будет понимать, почему в комнате включается свет, как работает плита и где у машины двигатель.

Навык седьмой. Не бояться изучать иностранные языки

В программировании много англоязычных терминов и выражений. Ребёнок их изучает, параллельно знакомясь и с произношениям, и с переводом. Когда возникнет необходимость учить английский, многие слова уже будут ему знакомы – ведь он встречался с ними на занятиях ранее.

Как это пригодится уже в младших классах

Уроки английского появляются уже в начальной школе. Ребёнку проще и интереснее учиться, когда он понимает, как он сможет использовать знание в жизни.

Кстати, хороший уровень английского языка пригодится ребёнку, если ему понравится программировать и он захочет развиваться в этом дальше. По некоторым данным, склонность к изучению иностранных языков влияет на успехи в программировании даже больше, чем математические способности.

Навык восьмой. Уметь выступать перед аудиторией

Если ребёнку понравилось программирование и теперь он ходит в кружок, где учится кодить, то там педагог будет просить его, как и других детей, создавать общие проекты и презентовать их для группы. Так у него появляется навык выступать перед аудиторией – и не просто пересказывать параграф, а рассказывать о своих решениях и объяснять выбор.

Как это пригодится уже в младших классах

Здесь всё просто: ребенок не будет паниковать, когда учитель вызывает его к доске или просит встать и ответить с места.

Ему не страшно представить свой доклад и ответить на дополнительные вопросы. Дети, которые не боятся выступать и умеют отстаивать свои решения в группе, легко пробуют себя в конкурсах и командных занятиях – в играх «Что? Где? Когда?», в квизах, КВН.

А эти активности, в свою очередь, позволяют преодолевать другие страхи, тренировать новые полезные навыки и просто проводить школьные годы интересно, разнообразно и в отличной компании увлечённых ребят.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube