ЕГЭ и ОГЭ // Новость

«В преподавании литературы и в содержании ЕГЭ поддерживаются принципы исторической преемственности литературного процесса

Рособрнадзор дал комментарии к представленным на общественно-профессиональное обсуждение проектам демонстрационного варианта, спецификации и кодификаторов для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе.

В 2022–2023 году Министерством просвещения Российской Федерации были обновлены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного и среднего общего образования. Также впервые были приняты единые для всей страны Федеральные образовательные программы (ФОП), в том числе по учебному предмету «Литература».

Федеральная образовательная программа построена таким образом, что в 5–9 классах акцент сделан на изучении классической литературы, написанной до середины XIX в., где изучаются произведения А.С. Пушкина, Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других писателей-классиков; в 10–11 классах – литература второй половины XIX – начала XXI века, где изучаются произведения А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, а также произведения советской литературы и писателей-современников. Это разделение отражено в перечнях проверяемых элементов содержания ОГЭ и ЕГЭ, в которых названы только авторы и произведения, впервые изучаемые на соответствующем уровне образования. Таким образом, образовательной программой по литературе охвачены все значимые эпохи и авторы произведений, которые внесли значительный вклад в русскую литературу.

Знание произведений литературы, написанной до первой половины XIX века, в полном объёме выносится на проверку при проведении ОГЭ по литературе.

Кодификатор ОГЭ построен в четком соответствии с ФГОС и ФОП основного общего образования и включает все изученные произведения писателей-классиков. Кодификатор ЕГЭ так же четко отражает перечень произведений, изучающихся в 10 и 11 классах.

Но, следует понимать, что в преподавании литературы и в содержании ЕГЭ поддерживаются принципы исторической преемственности литературного процесса. Так кодификатор ЕГЭ содержит указание о том, что при выполнении ряда заданий могут привлекаться произведения Д.И. Фонвизина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др., изученные в 5–9 классах. В проекте демонстрационного варианта ЕГЭ показаны примеры двух таких заданий (из 11 заданий экзаменационной работы):

Задание 10. Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение Н.А. Заболоцкого? В приведенном в демонстрационном варианте, а так же в вариантах КИМ ЕГЭ для проведения экзамена в 2024 году в указанном задании участнику необходимо обратиться к своим знаниям и читательскому опыту, полученным при обучении в основной школе.

В традиционном полноформатном сочинении по литературе (задание 11) предложена одна из пяти тем на выбор: «Страницы истории в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)». Участнику ЕГЭ предоставлена возможность самостоятельно выбрать произведение писателя, в том числе написать сочинение на примере произведений А.С. Пушкина.

Таким образом, более 54% от максимального балла участники ЕГЭ могут получить за выполнение заданий на основе русской классической литературы первой половины XIX века.

Вслед за федеральной программой в документах, определяющих структуру и содержание ЕГЭ 2024 года по литературе, впервые в расширенном объеме представлена советская литература. В частности, впервые выделены как отдельные разделы проза и поэзия о Великой Отечественной войне (произведения В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, В.В. Быкова, Б.Л. Васильева, К.Д. Воробьёва, В.Л. Кондратьева, В.П. Некрасова, Е.И. Носова, С.С. Смирнова, В.О. Богомолова и др.; пьесы. В.С. Розова, К.М. Симонова и др.; поэтические произведения Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д. Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуц­кого и др.), включен роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Такой акцент способствует воспитанию учащихся в системе традиционных ценностей российского общества и формированию правильного ценностного понимания событий и культуры ХХ века.

Также впервые в ЕГЭ представлена литература народов России (Г. Айга, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов и др.). Обучающиеся из национальных республик будут иметь возможность при выполнении заданий ЕГЭ опираться на свою национальную культуру и в перспективе будут в большей степени мотивированы на ее изучение и сохранение.

Ценность русской классической литературы первой половины XIX века несомненна. Но не менее важно и полноценное освоение школьниками лучших произведений российской литературы других исторических эпох, позволяющих сформировать правильное, ценностно наполненное понимание современного общества.

ЕГЭ, следуя в русле ФГОС и ФОП среднего общего образования, призван способствовать полноценному решению воспитательных и образовательных задач среднего общего образования, добросовестному, без изъятий освоению программы средней школы.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube