Система образования Москвы стремительно развивается, претерпевая различные изменения. О том, что ждет ее в будущем, мы поговорили с исполняющим обязанности директора института среднего профессионального образования МГПУ Сергеем Ереминым.
– Столичное образование – это не только школы, но и колледжи. Их популярность растет с каждым годом. Как вы думаете, с чем это связано и какие специальности наиболее востребованы у абитуриентов?
– Ещё примерно 10 лет назад процентное соотношение составляло 60 на 40 в пользу тех, кто шёл в 10-й класс. Сейчас в целом по стране ситуация практически развернулась в обратную сторону: большинство делает выбор в пользу среднего профессионального образования.
Сегодня СПО даёт реальные шансы для получения хорошей профессии, получения стабильного заработка и достаточного высокого уровня благосостояния.
Что касается направлений, безусловно, как и во всей стране, актуальным остается IT-направление. При этом падает интерес к профессиям, связанным с правом, экономикой. Но надо сказать, что и гуманитарные, и педагогические специальности продолжают оставаться достаточно популярными, в том числе и для Москвы.
– Каковы три главных характеристики современной образовательной среды? И чем образовательная среда отличается от образовательного пространства?
– Образовательная среда – это в первую очередь то, во что вовлечены конкретные, скажу бюрократически, физические лица в рамках образовательного процесса. Образовательное пространство же может рассматриваться только в контексте наполняющих его образовательных организаций. Хотя ученики и учителя тоже являются компонентом образовательного пространства, но не субъектного характера, они выступают как некие объекты.
А среда – это обязательно про людей. В ней должны быть ученики, преподаватели, родители и так далее.
Образовательное пространство – более широкое понятие (оно, например, может быть муниципальным, региональным), а образовательная среда – это всегда, на мой взгляд, нечто камерное (в рамках школы, детского сада, колледжа и т.д.).
Что касается характеристик образовательной среды, повторюсь, обязательно должны быть люди, которые эту образовательную среду составляют. Еще одно важное условие – распределение ролей: кто-то наставник, а кто-то наставляемый. Что интересно, в рамках образовательной среды эти роли могут меняться.
К примеру, ребёнок также может обучать своих сверстников, родителей, бабушек, дедушек.
Образовательная среда – это взаимоотношения между участниками этой среды, то, как они выстроены, через какие инструменты регулируются.
– Недавно в МГПУ прошло традиционное мероприятие «Академический поединок». Как вы считаете, в чем заключается польза таких событий для магистрантов?
– Когда мы моделируем ту или иную ситуацию, а «Академический поединок» – это и есть моделирование определенной управленческой ситуации, которая вполне может произойти в профессиональной жизни тех, кто сегодня учится, мы помогаем будущим управленцам настроиться на то, как они будут действовать в реальных условиях. Лучше «набить шишки» сейчас, получить порцию конструктивной критики, чтобы в дальнейшем, к примеру, не быть проигнорированным, а заинтересовать и реализовать какую-то прорывную идею.
– Куда движется система образования Москвы и нашей страны в целом? К чему мы идем?
– Самое главное – то, что мы вообще движемся, потому что движение – это жизнь. Безусловно, есть очень серьёзные моменты перестройки системы образования – и общефедеральные, и московские. Они связаны, например, с усилением воспитательной деятельности в школах, в том числе в рамках патриотической направленности, появлением «Разговоров о важном» и так далее. Здесь самое главное – соблюсти баланс, чтобы та деятельность, которая запланирована и которая сейчас ведётся, в итоге не переросла в работу для галочки.
Что касается переустройства систем послешкольного образования, здесь выбран довольно интересный вектор, что не может не радовать. Перед нынешним руководством страны стояла дилемма: либо полностью отказываться от имеющейся системы, либо оставить всё как есть, либо найти нечто среднее. Выбор был сделан правильный – не отказываться от того, что уже работает в рамках нынешней системы, и использовать лучшие наработки прошлого.
Модернизация продолжается. Надеюсь, что и дальше наша система образования будет двигаться таким эволюционным путём.