Качество образования // Интервью

Борис Соловьёв: «Не педагог для системы, а система для педагога. Проект “Флагманы образования” как раз про это»


Борис Соловьёв: «Не педагог для системы, а система для педагога. Проект “Флагманы образования” как раз про это»

27 марта был дан старт новому сезону профессионального конкурса «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей». За несколько лет конкурс стал одним из самых главных мероприятий отрасли в нашей стране. «Вести образования» пообщались с руководителем проекта Борисом Соловьёвым о самых важных событиях проекта.

– В этом году мы следим за третьим сезоном проекта «Флагманы образования». Как он изменился за годы существования?

– Несколько лет назад мы получили запрос на проведение конкурса непосредственно от педагогов. Проект стартовал под названием «Учитель будущего». Изначально он был ориентирован исключительно на педагогов. Во втором сезоне целевая аудитория расширилась: к нам присоединились студенты не только педагогических вузов, но и классических, технических и иных университетов и колледжей. Частью нашего проекта стали и управленцы муниципального уровня. Также мы провели отдельный конкурс «Флагманы образования» для работников дополнительного образования. В этом году в третьем сезоне мы объединили всех. Сейчас проект «Флагманы образования» – это интегратор сервисов для наших участников, которые постоянно профессионально развиваются и стали сплоченным сообществом единомышленников. Мы создаём условия для их карьеры и развития, предоставляем возможности, чтобы они рассказывали о себе, делились практиками и усиливали свои проектные команды.

– Что значит проект «Флагманы образования» лично для вас?

– Лично для меня проект – это ресурс для профессионального развития и карьерного роста. А еще это конкурс, который помогает поверить в себя, определить свои сильные стороны и побороть профессиональные дефициты. Для нашей команды действительно важно, чтобы у людей, которые выбрали своим призванием образование, просвещение, была возможность воспользоваться социальным лифтом. Это не обязательно движение вверх. Горизонтальное передвижение и развитие тоже никто не отменял. Уверен, что именно такое разнообразие подходов и огромное количество сервисов и возможностей для развития сделали проект настолько популярным. Сто двадцать тысяч человек, которые стали частью нашей экосистемы за три года, не могут ошибаться. Мы работаем для того, чтобы все больше ярких, талантливых людей, настоящих патриотов нашей страны, приходило в систему просвещения и образования и успешно себя реализовывало.

– Сто двадцать тысяч участников – это огромная аудитория. Удалось угодить всем?

– Мы предоставляем профессиональному сообществу массу возможностей. Но параллельно с ростом количества участников появились и новые вопросы: как работать с такой разной аудиторией? У многих есть социальные лифты на уровне школы, муниципалитета, региона. Другие наши участники уже достигли карьерных успехов, кто-то разработал и начал реализовывать свой курс, методическую программу. Тогда мы задались вопросом: а чем мы интересны тем, кто уже в нашей орбите? Мы стали искать возможности, полностью перешли на сервисную парадигму. Да, конкурс остается главным ядром проекта, но помимо него у нас появились другие интересные мероприятия и сервисы для участников. В этом году, например, финалисты и победители конкурса объединились в «Созвездие флагманов образования» – экспертную сеть для профессиональной реализации своего потенциала в регионах страны по следующим направлениям: государственная политика, экономика и финансирование, проектная деятельность, лидерство и командообразование, управление на основе данных. Такая идея родилась в связи с тем, что у нас большое количество запросов со стороны ведомств, организаций федерального и регионального уровней. Мы понимаем, что пул наших финалистов и победителей – огромный ресурс для системы образования.

Мы никого не заставляли, просто предложили коллегам заполнить анкету и рассказать, в какой области они могли бы выступить в качестве эксперта.

Чуть больше чем за месяц поступило около 300 заявок из 46 регионов страны. 144 из них прошли отбор, и мы уже рекомендуем их в качестве консультантов и участников федеральных мероприятий. Еще один сервис, который появился в этом году – «Флагманы в эфире». Он возник по инициативе нашего участника, студента педагогического вуза из Новосибирска, который попросил содействия в продвижении его проекта. Невероятно классный запрос! Мы попробовали, сделали стрим, и получилось! Сейчас у нас очередь на этот сервис от педагогов и управленцев.

– Складывается ощущение, что этот проект может оказать влияние и быть полезным и совсем неопытным студентам, и практически выгоревшим педагогам, которые думают, что их социальный лифт давно уехал. Какой там стрим, вы о чем? Скорей бы каникулы, выйти вон из класса и на дачу с рассадой уехать. Что может дать конкурс таким разным учителям?

– Я считаю, что в рамках нашего профессионального конкурса и «зеленые», и «уставшие» могут найти для себя много полезного – пройти оценку уровня сформированности надпредметных компетенций и профессиональных знаний, поучаствовать в «Образовательном марафоне». Это история про познание себя. Хорошая, на мой взгляд, опция, когда тебя мягко направляют, становятся для тебя навигатором и подсказывают, чего не хватает, куда обратиться, что почитать, на какую платформу заявиться, что выучить. Такая рефлексия нужна всем. В нашем конкурсе каждый найдет то, что нужно именно ему на конкретном отрезке своего профессионального пути.

– Будто на прием к психологу сходить. Педагоги ведь часто говорят, что к ним относятся как к винтикам в системе. А в вашем проекте, получается, не учитель для системы, а система для учителя?

– Как раз об этом весь наш проект! Мы для наших участников делаем невозможное возможным. Речь не только про социальные лифты, возможность продвинуться по карьерной лестнице. Мы отдаем участникам все новое, интересное, емкое и нескучное. В этом году Министерство просвещения РФ определило новую цель конкурса. Теперь он будет создавать условия для выявления наиболее перспективных и мотивированных управленцев в сфере образования, педагогических работников и студентов с последующим их включением в кадровый резерв для системы образования Российской Федерации. В связи с этим участие в конкурсе стало индивидуальным. Подчеркну: мы сохраняем командный этап в рамках наших флагманских школ – образовательных интенсивов по прокачке управленческих и школьных команд. Трансформация мощная, мы переформатировали проект с той точки зрения, чтобы он не был конкурсом ради конкурса. Нам важно, чтобы он был ресурсом профессионального развития. Например, зарегистрировавшемуся на нашей платформе участнику предоставляется право – именно право, а не обязанность – пройти входную диагностику, которая выявит его сильные стороны и профессиональные дефициты. Мы также впервые предоставляем возможность пройти образовательный марафон.

Для этого мы привлекаем большое количество организаций-поставщиков образовательных мероприятий: это Академия Минпросвещения России, российское общество «Знание», компания VK, Агентство стратегических инициатив, педагогические вузы страны, региональные институты развития образования.

Но даже если конкурсант откажется, это никак не отразится на его участии в дальнейших конкурсных этапах – это тоже дополнительный сервис. После марафона стартует выходная диагностика, по итогам которой конкурсанты получают конкретный результат. Еще в этом году мы впервые предоставляем регионам возможность провести «домашние» полуфиналы. Мы верим, что при формировании кадрового резерва нельзя игнорировать регионы – это непосредственно та система, которая работает с этими людьми и прекрасно их знает. Со своей стороны вместе с Академией Министерства просвещения России мы обеспечим комплексное экспертно-методическое сопровождение, подготовим специалистов и критерии оценивания.

– Как думаете, до кресла министра на социальном лифте проекта можно доехать?

– Можно. Но не только в этом ценность проекта. Кадровый резерв – это возможность изменить свою жизнь. У нас много педагогических вакансий по всей стране, есть территории, которые совсем недавно вернулись в Отечество, где тоже нужны учителя, директора школ и управленцы. Если педагог найдет себя на этом месте – это тоже успех. Не важно, в каком кресле оказался учитель, важно, что ему в нем комфортно.

– Кем из участников проекта вы особенно гордитесь? Может, они не стали министрами, но тем не менее сделали качественный прорыв?

– Мы рады успехам наших финалистов и победителей. Верим, что создаем все условия для их роста и развития, предоставляем возможности и ресурсы каждому. Их переманивают, их мечтают заполучить. И это здорово! Совсем недавно, например, наш конкурс оказался социальным лифтом для его финалистки Анны Посевкиной, она стала заместителем директора по воспитательной работе столичной школы. Благодаря полученному на проекте опыту липецкий учитель Алла Волкова получила звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Команда финалистов калужской школы № 15 запустила работу Центра компетенций для повышения квалификации педагогов, а педагоги из Свердловской области создали семейный клуб «Пеликан».

– Идеальный учитель – он какой? Что он может дать детям, нашей стране? Проект помогает формировать такого педагога?

Я бы говорил шире – от педагога до управленца. Идеальный – значит неравнодушный. Именно такие и заявляются в наш проект – неравнодушные к себе, детям, своей команде. Они проактивны, готовы действовать, работать, предлагать себя для больших системных проектов и позитивных изменений. У кого есть мечта, кто готов к свершениям на благо себя и общества – вот эту мечту мы и помогаем исполнять.

– Регистрация на конкурс уже началась? Известны этапы прохождения мероприятия?

– 27 марта был дан старт новому сезону профессионального конкурса «Флагманы образования». Принять участие в нем могут студенты вузов и колледжей независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности не младше 18 лет, педагоги и управленцы в сфере образования, а также индивидуальные предприниматели в сфере образования. Второй этап – «Образовательный марафон», он пройдет с мая по сентябрь по трем направлениям: гибкие проектные компетенции, государственная образовательная политика, лидерство и наставничество. В октябре состоятся очные региональные полуфиналы для трека «Управленцы и педагоги». Финалы пройдут в ноябре. Я приглашаю всех студентов, педагогов, управленцев системы образования стать частью нашего сообщества.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube