Хакатоны для школьников сегодня не назовешь ноу-хау. Марафоны-соревнования, на которые собираются мотивированные подростки, пользуются большой популярностью. Во-первых, это командное мероприятие, которое позволяет, решая проблему, развивать коммуникативные и проектные навыки. Во-вторых, хакатоны позволяют создать совместный продукт за короткое время. В-третьих, хакатоны – богатый ресурс для личностного и профессионального самоопределения подростков.
С 15 по 29 апреля 2022 года по инициативе школы № 64 города Лесного Свердловской области в сети атомклассов проекта «Школа Росатома» проходил сетевой хакатон по искусственному интеллекту «Digital future-3: личность или алгоритм?»
Сетевой хакатон для разновозрастных школьников проекта «Школа Росатома» – это пространство, где кейсы замышляют сами школьники, сетевым концерном отвечают на вызов от искусственного интеллекта, а защищают проектные решения на фидбэк-дебатах в формате «печа-куча».
93 участника, 25 разновозрастных команд от 12 до 17 лет из 11 городов России заявились на игру-соревнование в трех треках: «аддитивные технологии», «дата-журналистика», «чат-боты», чтобы прокачать навыки инженерного проектирования, делегирования, коллаборации и управления, освоить новые цифровые инструменты и способы соорганизации сетевого детского сообщества для эффективного развития субъектности в технологии Blended learning.
Ключевым способом, «зашитым» в организацию и содержание сетевого хакатона, стала интеграция в командной и сетевой деятельности, узкоспециальных компетенций и функциональной грамотности, цифровой и аналоговой сред, гуманитарного знания и нейронной сети, реализация содержания программ, выстроенных на модульном принципе.
В сетевом хакатоне участвовали как опытные команды школьников, так и новички, которым был предложен выбор в самостоятельном построении индивидуального маршрута через множественные пробы в рамках одного трека или передвижение от проб к пробе в разных треках.
От проб к пробе
Содержание хакатона разворачивалось в три этапа: подготовительный, отборочный и финальный.
На подготовительном этапе участникам были предложены задания на выбор: «Культурный код» и «ТЗ для отборочного уровня сетевого хакатона»; кейс «Какие самые популярные имена участников сообщества “Школа Росатома-2022”»? Для команд трека «чат-боты» экспертами была проведена обучающая код-сессия «Создай бота с нуля» и рекомендовано либо доработать бот, либо создать свой по аналогии. За три дня работы офлайн участники освоили Microsoft Excel, datastudio.google, StoryBird, github, Python, «Компас», создали прототипы, модели символов, дашборды с диаграммами и чат-боты: от заказа пиццы до подготовки к ЕГЭ по математике.
Как отмечает Никита Лучкин из Заречного Пензенской области: «Каждый раз задания заставляют выкладываться по максимуму. Будущим участникам хакатона Digital Future хотелось бы посоветовать быть смелее и браться за реализацию сложных идей. Ведь чем сложнее – тем интереснее»!
На отборочном этапе участники трека «аддитивные технологии» разбирали кейс, доработанный организаторами сетевого хакатона на основе технического задания школьников: реконструировать культурный код одного из экологических поселений сообщества сети атомклассов. Участники трека «дата-журналистика» провели дата-расследование «В каких сферах деятельности чаще всего используется искусственный интеллект?», работая с первой интерактивной картой искусственного интеллекта в России. А юным айтишникам предложили два кейса на выбор: «Экотакси»; «Пишем чат-бот для Международных умных каникул проекта “Школа Росатома”».
На финале победители отборочного этапа рандомно объединились в два сетевых концерна и решали проектную задачу от искусственного интеллекта «Шахматный этюд. Код № 64», предполагающую изобретение способа через аддитивные технологии, дата-журналистику и чат-боты, который бы обеспечил создание универсального инструмента познания. Эти сверхзадачи профессий будущего, связанных с искусственным интеллектом, креативные команды решали в течение трех дней.
На фидбэк-дебатах сетевые концерны представили решение финального кейса в формате «печа-куча».
Анна Манцурова из Оренбурга поделилась своими впечатлениями о работе на финале: «Сложным было все: непонятные формулировки задания, работа в сетевых концернах на этапе выбора идеи, делегирование полномочий, освоение в сжатые сроки презентации 20 на 20, удержание позиций в фидбэк-дебатах».
Сергей Чинков из Трехгорного отметил, что главной сложностью была связь с другими командами из разных городов и решение вопросов по кейсу.
Анастасия Белоусова из Новоуральска говорила про важность команды: «Наверное, каждая команда, когда собираются совершенно незнакомые люди, должна пройти через этот сложный этап недопонимания и неизвестности. Но тем команда и отличается от группы людей, что она обязательно сплотится и найдет выход из любой трудной ситуации. И сегодня мы можем про себя точно сказать – мы команда! У нас умные мальчишки, творческие девчонки и крутые наставники»!
Хакатон как новая форма соорганизации детей и взрослых в сети
Сетевой хакатон позиционировался как новая форма соорганизации детско-взрослого сообщества в цифровой и аналоговой средах. Все его уровни были организованы максимально безопасно.
В оценке деятельности команд принцип рефлексии был весомее принципа внешней оценки узкопредметных компетенций.
Между этапами организаторы сетевого хакатона проводили рефлексивные сессии, на которых рассказывали о механике этапов, приглашали спикеров и экспертов для проведения мастер-классов. Всем участникам запомнилась встреча Digital Humanities с Дианой Минец, амбассадором цифрового образования, призером Всероссийского конкурса «Учитель года–2020» (г. Москва). Александр Егоров из Твери не предполагал, что в качестве спикера по искусственному интеллекту выступит учитель русского языка и литературы: «Думал, что будет какой-нибудь крутой айтишник. Для меня неожиданностью стала история про нейросеть и культурные связи с литературой. Захотелось, как спикер, стать цифровым кентавром».
Хакатон как образовательная и педагогическая практика
Задумывая сетевой хакатон как образовательную практику для школьников, организаторы рассматривали его и как педагогическую практику для наставников детских команд с целью разворота педагогической позиции от внешней оценки к развивающей, формирования способности модерации и фасилитации деятельности школьников.
Поэтому кроме узкоспециальных треков в сетевом хакатоне появился педагогический трек на отборочном и финальном этапах. Организаторы предложили наставникам показать, как через наблюдения за командами во время решения заданий трека, через содержание рефлексивных дневников будет обеспечено выполнение целей карты компетенций, и описать такой способ организации среды, в которой деятельность школьников развернулась бы от поиска средств реализации до оформления личной задачи и самооценки.
Лайфхаки, карты, аналитические тексты от педагогов-наставников говорили о сложности и разноуровневости заданий хакатона. Освоение новых цифровых инструментов в сжатые сроки, анализ большого массива данных, написание кода – все это стало вызовом для команд для появления инициативного и/или авторского действия и запроса на индивидуальную траекторию развития.
Сегодня в условиях неопределенности и многозадачности, в стремительно меняющейся реальности мы многое делегируем цифре, в том числе интеллект. Объективно, повседневные задачи могут быть решены с помощью сети. Есть такие вызовы, справиться с которыми может исключительно машина. Но вместе с тем только человек, готовый к самореализации, владеющий инструментами и технологиями, человек со сформированной способностью обновляться может больше, чем создать алгоритм.
Возможности для такого обновления и дает сетевой хакатон.
Ирина Зырянова,
модератор сетевого хакатона,
заместитель директора школы № 64 г. Лесного Свердловской области