Качество образования // Статья

«Математику не надо учить наизусть, ее надо пощупать и понять»

Сооснователь и президент Рыбаков Фонда, основатель фонда «Университет детства» Екатерина Рыбакова поговорила в прямом эфире Инстаграма с игровым педагогом, автором множества книг для детей и родителей, автором методики «Мышематика», а также создателем одноименной сети кружков Женей Кац.
  • 28 сентября 2020

«Математику не надо учить наизусть, ее надо пощупать и понять»
Иллюстрация: web-kvestmatem.blogspot.com

Женя Кац занимается с дошкольниками и учениками начальной школы, проводит семинары для педагогов и родителей. Ее подход заключается в том, что детям должно быть интересно заниматься математикой.

«Математику не надо учить наизусть, ее надо пощупать и понять», – говорит Женя.

Математика должна быть осязаемой

«При игре с дошколятами можно найти сотни вариантов обучения математике с самым обычным игровым кубиком.

Например, выпала цифра “четыре”, и мы решаем вместе с детьми, что именно нам подсказал кубик – столько раз надо хлопнуть, или топнуть, или даже подпрыгнуть.

В другой раз из этого количества мы построим башню из кубиков. Есть и другие задания – какое число выпало на кубике, такое количество наклеек надо приклеить в один грузовик, а бросив второй раз и получив число – приклеить такое количество в другой грузовик.

Родителям кажется, что это очень легко, но на самом деле для многих дошкольников перевод количества точек, которые выпали на кубике, в количество предметов – совсем непросто.

Все это гораздо важнее, чем выучить состав числа. Мы пропускаем информацию о счете через тело, экспериментируем. Главная задача – сделать математику осязаемой».

Попросите своего дошкольника показать четыре пальца. Скорее всего он покажет их на одной руке. Потом попросите показать четыре пальца одновременно на двух руках, вероятно, вам продемонстрируют все восемь пальцев.

Потому что использование двух рук – это уже иная постановка задачи, и ребенок, как правило, теряется. При этом в свои, например, пять лет он может отлично считать до десяти.

Для эксперимента попросили 15-летнего подростка показать четыре пальца на двух руках, изначально были показаны обе руки с четырьмя пальцами на каждой, правда быстро засмеялся и переиграл. Но получается, что даже взрослых можно «поймать» на такой игре.

Зачем нужна математика дошколятам?

Если взять самые обычные счетные палочки и предложить детям более старшего возраста составить из них узор, а затем нарисовать по клеточкам в тетради схему этого узора, то это развитие моторики, глазомера и вообще понимание идеи, что такое масштаб.

Таким образом ребенок через разные способы действия, через личный опыт начинает понимать, зачем нужна математика.

Помимо прочего, через подвижную игру можно развивать внимание и концентрацию, не усаживая дошколят за парты.

Суть игры «Сова и птички» в том, что, когда вы считаете до восьми, все «птички» летают, когда говорите «восемь», все «птички» приседают на корточки и замирают. Здесь помимо игры на внимательность у ребенка развивается представление про числовой ряд. Или можете попросить при слове «стоп» остановиться и постоять на одной ноге, досчитав до шести – тут без концентрации никуда. Ничего не мешает совмещать подвижную игру и арифметику.

Математика в школе

Очень многим детям в школе тяжело с математикой, поскольку они не видят связи с реальной жизнью.

Условно закончился урок, и все знания остались в кабинете математики за закрытой дверью.

Например, если спросить ребенка, сколько будет пять плюс пять, он ответит, что десять, он наизусть знает этот текст. Но если попросить его нарисовать по клеточкам первый этаж дома из пяти клеточек, а затем так же нарисовать второй этаж и задать вопрос, сколько всего клеточек, то с высокой долей вероятности он начнет считать, хотя это те же самые пять плюс пять! То есть ответ знает, но применять не может. Но с этим никогда не поздно работать, с одинаковым успехом можно делать это и в детском саду, и в школе. Вопрос не в том, «когда», вопрос в том, «как» это делать.

Математический или гуманитарный склад ума у моего ребенка?

Чаще всего это ярлык, который вешают на ребенка, когда взрослый не смог данному конкретному ребенку доступно объяснить, чтобы ему было понятно в той или иной области. Это не значит, что ваш ребенок никогда не поймет математику.

Но ребенок, про которого часто говорят, что он гуманитарий и совсем не разбирается в математике, привыкает к мысли, что даже и не надо пытаться что-либо понять, все равно ничего не выйдет.

Может быть такое, что ребенок силен в арифметике, но у него «западают» геометрические задания; бывает наоборот. Кого из них считать математиком? Кого из них считать гуманитарием? Иногда полезно дать ребенку возможность посмотреть, что математика бывает другая, не только школьная. Решение головоломок, шифровок – тоже математика. Математика – это гораздо шире, это умение думать и рассуждать. У нас, к сожалению, да и в других странах, бытует мнение, что это умение быстро давать правильные ответы на поставленные задачи.

Математика – это творчество?!

Сколько угодно! Берем, например, кубики Никитина «Сложи узор». Мы играем со школьниками и родителями. Мы можем рисовать изометрию, можем строить проекцию, можем собирать красивые узоры. Но можно сделать плоский узор, можно объемный. Можно попросить собрать узор, а затем нарисовать его схему, или собрать симметричный узор на всю коробку, узор может быть с вертикальной или горизонтальной симметрией – творчество? И при этом чистая математика – нарисовать схему, соблюсти масштаб и т.д.

Как раз геометрические задачи дают возможность для творчества и фантазии.

Подводя итоги разговора, хочется сказать, что, оказывается, изучать математику совсем не скучно! И открыть математические таланты можно практически в каждом ребенке, если подходить к этому с душой и с игрой.

Полное интервью с Женей Кац можно посмотреть по ссылке.



Новости





























































Поделиться