На эти и многие другие вопросы в беседе с РИА Новости ответил руководитель магистерской программы МГППУ «Педагогика и психология проектной деятельности в образовании», научный руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ Андрей Андрюшков.
‒ Вы открываете в МГППУ первую в России магистратуру «Педагогика и психология проектной деятельности в образовании». Почему назрела такая необходимость?
‒ Начнем с того, что проектная деятельность прописана во ФГОСах (федеральные стандарты образования). Каждый российский ребенок помимо освоения школьных предметов должен проводить проектную и исследовательскую деятельность. Заканчивая обучение, он защищает проект. Сейчас каждая школа старается включать проектную деятельность во все форматы образования (как в рамках преподавания дисциплин, так и в рамках дополнительной внеурочной деятельности, кружков).
‒ У школ это получается?
‒ Есть удивительные проекты, когда детей вводят в проектную деятельность через систему профильных классов, например, инженерных. В Москве создана крепкая связка «университет ‒ инновационное предприятие ‒ школа». Это такая особая образовательная среда, где часть проектных школьных занятий проходят на базе лабораторий в вузах и под руководством специалистов предприятий.
‒ Не кажется ли вам, что многие педагоги относятся к этому без особого энтузиазма, поскольку для них гораздо важнее подготовить школьника к ЕГЭ?
‒ Да, ситуация нестабильная в силу того, что сами стандарты образования противоречивы. С одной стороны, всем понятна метрика измерения качества работы педагога через уровень сдачи ГИА и ЕГЭ. Все свое время учитель тратит на то, чтобы дети сдали экзамены хорошо. С другой стороны, согласно ФГОСам, будущие инженеры в 10-11 классах должны заниматься проектной деятельностью.
Исходно в этой «схватке» выигрывает ЕГЭ. Все, кто работают в области инженерного и технологического дополнительного образования, прекрасно знают этот феномен: в 10–11 классах дети перестают ходить на занятия проектного типа, поскольку все заточены на подготовку к экзаменам.
Однако здесь нужно понимать, что для ведущих вузов и предприятий опыт проектной деятельности детей, безусловно, не менее значим, чем уровень их знаний, необходимых для поступления в вуз. Выравнивание этой нестабильной ситуации – задача ближайшего будущего.
‒ Что можно сделать для ее выравнивания?
‒ Первая схема связана с олимпиадным движением и инженерными соревнованиями, статус которых приравнен к Всероссийским олимпиадам. Прежде всего, это олимпиада НТИ, которую организует кружковое движение. Это серьезные инженерные испытания, где дети за 4 дня на базе высокотехнологического оборудования решают конкретную инженерную задачу.
Вторая идея заключается в увеличении веса портфолио ребенка при поступлении в вуз. Сейчас каждый вуз может начислить максимум 10 дополнительных баллов, но этого очень мало. А вот если мы поднимем планку хотя бы до 25 баллов, то сразу получим гораздо более мотивированных к проектной деятельности детей.
‒ Какие кружки сейчас пользуются наибольшим спросом?
‒ Прежде всего, это кружи, связанные со сферой IT, причем с высокой степенью дифференциации (программирование, вэб-дизайн, разработка приложений и пр.).
Робототехника – безусловный лидер средних классов (5–8 классы). Это один из самых мощных игроков на рынке допобразовния.
‒ В рамках одного из модулей магистерской программы проходит тематический курс «Практики будущего в образовании». Какие это практики? Чему вы будете учить своих магистрантов?
‒ Мы видим запрос инновационного сектора экономики государства на то, чтобы школьное и студенческое образование могло реально создавать и выпускать из своей среды российских технологических лидеров, способных разрабатывать новые комплексные технологические решения и продукты. В этом ключе мы занимаемся перестройкой форматов работы с детьми. Для того чтобы они стали такими технологическими лидерами, они должны не просто стремиться создать интересный гаджет, а мыслить иначе, создавать нечто такое, что реально будет менять мир.
Они должны начинать думать про будущее. Вот это «практикование думания про будущее» ‒ особые технологии, которые выводят детей в этот длинный горизонт. Мы будем учить магистрантов не бояться выходить в зону неопределенности. Это интересная среда, где не действуют алгоритмы.
Для нас принципиально важно, что это прикладная магистратура. Финалом магистратуры для каждого обучающегося должен стать конкретный проект кружка, образовательной организации или сложной системы соревнований, который он будет реализовывать сразу после выхода из магистратуры. То есть мы выращиваем будущих педагогов-новаторов.
‒ Так или иначе, но все крутится вокруг новых технологий, новаторства и IT. А как же старые добрые кружки вязания крючком и выжигания по дереву?
‒ Это никуда не делось. Люди могут загрузить ролик на YouTube, и научиться вязать крючком. Это практики, которые никуда не исчезают. Но с точки зрения развития интеллектуального потенциала и технологической суверенности страны, мы должны вспомнить исходный смысл кружков.
Основоположник проектного образования в России Надежда Крупская, создавая первые в стране кружки, видела смысл не в том, чтобы чем-то занять ребенка, а в том, чтобы он получил опыт коллективного изменения мира, поднял некие вопросы, на которых пока нет готовых ответов, попытался что-то исследовать. Кружки 20-х годов ‒ это точно не про вязание.
Показательный пример: кружок при сельской школе занимался выращиванием морозостойкой пшеницы, подходящей для местной почвы. Через полтора года они вывели этот сорт и передали местным колхозам эти зерна. Кружок исходно мог создать того, чего нет.
В конце 60-х годов на всех крупных мировых выставках по робототехнике в Америке и Пекине побеждала команда московских школьников. Обычный кружок робототехники того времени благодаря космической программе вывел московских школьников в мировые лидеры, и это было поразительно.