Как образовательные программы могут повлиять на развитие личности школьников? Как в МДЦ появились СОМы? Нужно ли в жизни делать то, что хочется? Об этом и многом другом во время интервью артековцам рассказал директор Центра Алексей Каспржак.
– Известный политолог Вудро Вильсон однажды сказал «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей». Как образовательные программы «Артека» могут повлиять на развитие личности школьников?
– В школах никому из нас не говорят, как 11 лет, проведенные за партами, могут повлиять на нашу успешность в жизни. В «Артеке» мы поняли, что ставить цель – просто изучать учебный предмет, который находится далеко от жизни, некорректно. Потому что взрослая жизнь намного сложнее, чем школьные предметы. Наверное, поэтому в «Артеке» появились СОМы (сетевые образовательные модули).
Нам кажется, что они более естественные: объединяют детей разных возрастов, охватывают несколько предметов, а также приближены к тем жизненным ситуациям, которые могут происходить в реальности.
– Что вы думаете о дальнейшей судьбе сетевых образовательных модулей? Возможен ли выход СОМов на Всероссийскую площадку?
– Я считаю, что все то, что мы задумали, не реализовано на все 100%, потому что пока не все наши образовательные модули являются межпредметными. То есть многие предметы очень сложно объединить между собой. Мы пробуем, и останавливаться на достигнутом не собираемся.
– А какой ваш самый любимый СОМ?
– СОМ для меня – это не только физика, химия или история. Это весомое разъяснение всех «за» и «против». На данный момент разрабатывается модуль, где артековцам будут рассказывать про атом. Вы знаете, в какой стране создана первая атомная бомба? А кто является «отцом» атомного реактора. Кто знает, где родился план бомбардировки, которая бы уничтожила не только СССР, но и весь мир?
Как нам кажется, на данный момент наше образование направленно на успешную сдачу экзаменов, а не на потенциальные знания. Как вы относитесь к ЕГЭ? На ваш взгляд, нужно менять систему?
– Вообще, вся наша жизнь – экзамен, который сдаётся каждый день. А к единому государственному экзамену я отношусь положительно, потому что ЕГЭ – инструмент, который обеспечивает равенство возможностей всех детей по всей стране поступить туда, куда они хотят. Это и есть главная заслуга такой формы, как ЕГЭ. А вот на содержанием самого теста, мне кажется, стоит работать.
– На сайте «Артека» можно прочитать о том, что одна из целей строительства лагеря «Солнечный» – долгосрочная работа с детьми. Можете рассказать подробнее об этом?
– Главная идея – организовать долгосрочные смены. Это же замечательно, если в стране появится лагерь, который будет работать по годовой программе. Сейчас некоторые дети противятся формальному образованию (отсюда нежелание идти в школу, делать уроки), потому что в основе лежит мнение взрослых.
Наша программа направлена на то, чтобы дети поняли ценность «Я».
Нужно понимать, что ты уникален. Нужно делать то, что ты хочешь, что тебе интересно. А не то, что надо, не то, что тебе навязывают. По сути, это очень просто. И этому прежде всего мы и учим детей в «Артеке».
Материал подготовлен юными журналистами
из медиаотряда лагеря «Хрустальный» МДЦ «Артек»
Куликовой Софией, Канатьевой Викторией, Воробьевой Ангелиной