Учителя // Статья

Около 70% российских учителей подвергаются травле на работе: как защитить себя?


Около 70% российских учителей подвергаются травле на работе: как защитить себя?
Иллюстрация: кушетка33.рф

Около 70% российских учителей, по информации издания «Вести образования», сталкиваются с травлей со стороны руководства, учеников и их родителей. Однако об этих проблемах все ещё не принято говорить открыто, тем более выносить их за пределы образовательных учреждений. Нередко негативные ситуации, связанные с конфликтами педагогов и родителей, попадают в публичное пространство. И в таких случаях, к сожалению, учитель не всегда имеет ресурсы для защиты своей репутации.

Порядка 60% родителей в конфликте с педагогами угрожают обратиться в вышестоящие инстанции, 5% заявляют об угрозах физической расправы. В подавляющем большинстве случаев преподаватели вынуждены увольняться в результате конфликтных ситуаций с родителями или руководством образовательного учреждения.

1 июля Правительство и Совет по правам человека представят соответствующие инициативы, направленные на обеспечение защиты чести, достоинства и профессиональной репутации российских учителей в социальных сетях. Какие планируются внести изменения в законодательство и как уже сегодня учитель может защитить себя, обсудили спикеры и участники V Международного практического «Инфофорума» для педагогов, который прошел 20 апреля. Организатор этого ежегодного масштабного мероприятия для педагогов – самая популярная в России образовательная онлайн-платформа «Инфоурок». В числе информационных партнеров «Инфофорума» в этом году выступили издания «Вести образования» и ИА «Образование Пресс». В мероприятии приняли участие более 27 тысяч работников образования из разных регионов России, трансляцию форума посмотрели свыше 100 тысяч зрителей.

«За пять лет “Инфофорум” стал одной из самых популярных дискуссионных площадок – более 27 тысяч работников образования приняли участие в форуме в этом году. Мы всегда открыты к обсуждению самых острых тем в формате живого диалога. Вопросы профессионального выгорания и борьбы с ним, защиты педагогов от травли в социальных сетях, особенности сдачи ЕГЭ – на сегодня одни из самых актуальных в педагогическом сообществе. В рамках “Инфофорума” мы предлагаем конкретные меры по их решению. Я благодарю наших постоянных участников и спикеров за поддержку мероприятия и понимание важности объединяющей миссии, которую несёт “Инфофорум” для педагогического сообщества», – рассказал Игорь Вячеславович Жаборовский, основатель, CEO крупнейшей в России образовательной платформы «Инфоурок», педагог, автор методических разработок.

В рамках сессии «Инфофорума», посвященной теме защиты репутации учителей, Екатерина Тихонова, учитель младших классов, член Всероссийского сообщества наставников-просветителей, отметила, что 90% учителей не чувствуют себя в безопасности в школе, так как их работа со стороны родителей учеников рассматривается буквально «под лупой». Нередки случаи, когда во время урока ученики снимают педагога на камеру мобильного телефона. Сами же учителя, в отличие от учеников и их родителей, не всегда готовы открыто говорить о проблеме со своей стороны, предпочитая либо справляться собственными силами (и это получается далеко не всегда), либо обращаться за помощью к руководству учебного заведения, либо чаще просто сменить место работы. Поэтому сегодня особенно важно, чтобы Правительство приняло меры по защите учителя.

По мнению Антона Гомозова, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года», советника губернатора Орловской области, в настоящее время конфликт учителя и ученика – недопустимая история, и в ней важна позиция руководства образовательного учреждения. «Так как родители по большей части весьма субъективны в оценке той или иной ситуации, педагог в своей работе прежде всего обязан ссылаться на локальные нормативные акты образовательного учреждения, конкретные документы и, соответственно, хорошо их знать» – обратил внимание Алексей Хорошилов, лауреат конкурса «Директор года России – 2022», директор школы информационных технологий № 26 г. Липецка.

Именно субъективное отношение родителей в тех или иных моментах образовательного процесса, гиперопека, продиктованная естественной потребностью защитить своего ребенка, провоцируют спорные ситуации. «Школа на сегодня – это самое конфликтное пространство» – считает юрист, эксперт образовательного права Наталья Реграги. В то же время, с точки зрения закона, есть много инструментов по защите педагога. Однако большинство учителей боятся вступать в спор с администрацией школы и родителями, имеют недостаточный уровень юридической подготовки. В качестве варианта решения проблемы необходимо правовое просвещение педагогов на уровне повышения квалификации, создание внутри школ чёткой процедуры разрешения конфликтов с помощью специальных комиссий. Ведь 90% споров между педагогом, руководством образовательного учреждения и родителями учеников успешно решаются с помощью переговоров.

Кибербуллинг, или травля в социальных сетях, стала обычным явлением, и если раньше ей подвергались люди медийные, то сейчас в эпоху цифровой реальности личная жизнь каждого пользователя Сети в той или иной степени находится на всеобщем обозрении, и учитель здесь в особой зоне риска. Об этом рассказали представители издательства «Самокат» – партнеры «Инфофорума»:

«Между нами и всеми остальными только экран. Это в свою очередь создает иллюзию безнаказанности в проявлении злобы, использовании грубых высказываний, иного применения языка ненависти в общении на расстоянии, что часто можно встретить в социальных сетях. В интернете не только отсутствует риск физического контакта, но даже можно не раскрывать своё имя. Это порождает уверенность, что анонимность способна нас защитить от ответственности за свои действия. Однако последствия реальны, так же, как и люди по ту сторону экрана».

Социальные сети могут как хранить лучшие моменты нашей жизни, так и стать причиной глубоких переживаний. Известны ли нам на самом деле правила этой игры? И как информация, представленная в социальных сетях, влияет на наши взаимоотношения с внешним миром и на принятие наших решений?

Ответы на эти и другие вопросы можно найти в книге «Ставлю лайки – значит существую» Мейры Изабель, представленной издательским домом «Самокат» в серии «Меня это касается». Эту книгу можно предложить учителям и родителям для совместного прочтения с подростками, что поможет лучше понять суть явления кибербуллинга и того, как минимизировать его воздействие.

Напомним, V Международный практический «Инфофорум» для педагогов в этом году прошел в пятый раз. Это ежегодное масштабное мероприятие в образовательном сообществе, которое с каждым годом привлекает всё большее число участников из числа педагогов, психологов и сотрудников образовательных учреждений. Организатор мероприятия – «Инфоурок», самая популярная образовательная онлайн-платформа в России (по итогам анализа 31 млрд сообщений в русскоязычных соцмедиа в 2022-2023 годах, проведённого компанией Brand Analytics).



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube