Персона // Статья

Юрий Бобренев: «Я не припомню случая, чтобы Любовь Мироновна приказывала!»

Ко Дню рождения Любови Плаховой
  • 13 сентября 2025

Юрий Бобренев: «Я не припомню случая, чтобы Любовь Мироновна приказывала!»
Фото: freepik.com

Мысль об учительстве пришла мне в голову после нескольких лет работы инженером в НИИ. Совсем небольшой педагогический опыт, полученный в летнем ведомственном пионерском лагере, куда нас, молодых комсомольцев, временно направили вожатыми, высветил удивительные горизонты, открывающиеся в мире детства, и, полон новых идей и задумок, я отправился в ближайшую к дому школу. Однако первый же разговор с руководством оставил неприятное впечатление: директор была чопорна и надменно –холодна, назидательный тон и подчеркнуто-пренебрежительное отношение к странному молодому человеку, изъявившему вдруг желание стать учителем, определили исход встречи – такая обстановка не сулила никаких творческих перспектив, и мне явно не нравилась… Обойдя еще пару школ, я почти уже разочаровался в этой затее, когда по совету своего учителя физики Макарушкиной Ирины Игоревны поехал на встречу с директором 52-й школы Любовью Мироновной Плаховой и завучем Валентиной Афраимовной Симановской (моим учителем математики). Здесь царила совсем другая атмосфера. Состоялся теплый, почти семейный разговор, но без всякого панибратства. Чувствовалось, что, хотя с требовательностью и ответственностью в этой школе все в порядке, к людям здесь относятся внимательно и с уважением. Годы дальнейшей работы под руководством Любови Мироновны только укрепили это ощущение!

Я не припомню случая, чтобы Любовь Мироновна приказывала! Она не жалела времени и сил на обсуждение идей и убеждение в необходимости тех или иных шагов, прекрасно понимая разницу между «действием по приказу» и «работой по убеждению». И, что важно, в таком обсуждении принималось во внимание мнение всех сотрудников независимо от их возраста и стажа, что помогло мне сразу почувствовать свою востребованность, сопричастность к формированию школы и ответственность за ее дальнейшую судьбу. Мы работали не потому, что боялись наказания и не потому, что нам платили зарплату, но прежде всего потому, что ощущали школу как нашу общую заботу и идею. Отстаивая ценность универсального образования, Любовь Мироновна прилагала большие усилия к развитию в школе как физико-математического, так и гуманитарного и естественно-научного направлений, организуя подбор и подготовку необходимых кадров, совместно с педагогами обсуждая учебные планы и систему дополнительного образования.

Любовь Мироновна не была «сверху», она всегда была «внутри процесса», вела свои уроки и посещала уроки учителей, находила силы и время и для участия в школьном спектакле, и для сопровождения летнего трудового лагеря, и для дружеского чаепития и организации теплых неформальных встреч сотрудников. И в то же время она достойно представляла школу на уровне округа и города, выстраивала взаимоотношения с родителями, умело защищая школу от негативных внешних явлений.

К учителям Любовь Мироновна относилась особенно бережно, тщательно ограждая их от бюрократических нагрузок и создавая условия, позволяющие спокойно выполнять свою основную работу. Инициатива и старание сотрудников не оставались незамеченными. Понимая важность сохранения высокой самооценки и авторитета учителей, Любовь Мироновна искала любую возможность поддержать педагогов. Даже тогда, когда финансовые условия не позволяли материально поощрить учителей, Любовь Мироновна находила слова и способы публичного морального поощрения, которые высоко ценились в коллективе. Ну а если возникала необходимость провести «воспитательную беседу» с сотрудником, это никогда не делалось публично – только «с глазу на глаз», за закрытыми дверьми.

Любовь Мироновна умела доверять своим учителям. Оглядываясь назад, я с трепетом думаю о том, сколько тревожных часов провела Любовь Мироновна, ожидая возвращения наших детских групп из дальних походов по карельским рекам, крымским пещерам и Фанским горам, с парашютных прыжков и лыжных переходов по Хибинским тундрам. И, хотя проще всего и куда спокойнее было бы просто запретить эту активность, Любовь Мироновна не только не делала этого, но искала и находила средства для развития и совершенствования материальной базы спортивно-туристической секции, развития полевых ученических практик и вовлечения во внеурочную работу педагогов.

Любовь Мироновна – настоящий лидер школы, глубоко уважаемый в коллективе учителей, учеников, родителей и выпускников!

Юрий Бобренев,
заместитель директора по содержанию образования школы № 1514 г. Москвы


Youtube

Материалы по теме








Новости





























































Поделиться

Youtube