Сергей Казарновский – заслуженный учитель России, бессменный директор школы «Класс-Центр» Департамента культуры города Москвы, который строил эту школу не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова: своими руками замешивал бетон и складывал кирпичи. Вот где пригодились навыки инженера-строителя, приобретённые им в МИСИ. Что же касается творческой составляющей «Класс-центра», то она проявилась благодаря режиссерскому образованию, полученному им в Щукинском училище. В своём монологе известный педагог размышляет о предназначении школьных театров и о воспитательной силе искусства, о результатах и задачах образования, о творчестве, которое делает нашу жизнь разнообразной и счастливой.
О школьных театрах
В Московском городском педагогическом университете открылась магистратура для обучения руководителей школьных театров, я там преподаю. Во многих случаях школьные театры – это кружки. Это то, что, грубо говоря, не хочется назвать атавизмом, но без этого можно обойтись. Если провести аналогию с частями речи, то театр – это существительное, а кружок – это прилагательное. А без прилагательного можно обойтись: например, «мы сидим в комнате» – никакого прилагательного мы в этом случае не употребляем, но всё равно же понятно, где мы находимся. Так вот, без кружка можно обойтись, потому что он не является частью жизни этого места. Он представляет интерес лишь для узкого круга детей, как большой теннис или изучение китайского языка. С жизнью школы это никак не связано. Когда несколько лет назад президент сказал, что в каждой школе должен быть театр, эта идея активно обсуждалась на многочисленных конференциях, в школу пришли специалисты, помогающие педагогам создавать школьные театры. Но, как оказалось, важно не столько научиться ставить спектакли, сколько найти взаимосвязь со школой, и тогда это работает.
Я бы предложил вместо должности советника по идеологии ввести должность советника по художественному воспитанию, потому что идеология не в плакатах, а в каком-то действии через культуру, через искусство, и чтобы эти занятия были внесены в учебный план.
Я не устаю повторять: пока проблема школьного театра не решена институционально, это будет кружок. Как только вопрос решится на институциональном уровне, тогда появятся ставки для специалистов, которые будут заниматься театром и устанавливать связь со школой.
О творчестве в педагогической профессии и в жизни
Творчество – всегда непредсказуемо, оно предполагает движение в разных направлениях. И в этом смысле педагогическая профессия – супертворческая, это искусство. И я объясню почему. С одной стороны, у нас конвейерная профессия. Мы каждый год рассказываем про «жи, ши», про землю, которая вращается вокруг солнца, про дважды два. С другой стороны, на этом конвейере у нас не болванки, а очень разные дети, которые меняются год от года.
Так вот, при всей этой конвейерности и при том, что мы работаем с разными детьми, нам надо найти подход к каждому ребёнку. Но дело даже ещё не в этом. У каждого человека от рождения есть чувство собственного достоинства. Он плачет, потому что ему мокро. Он хочет есть. Он говорит: «Это неправильно. Я сейчас должен есть. И вкусно есть. А вот это я не хочу, я не буду это есть» и так далее. Он растёт. Мы его воспитываем. Начинаем учить его. И мы точно знаем, что любой процесс воспитания, обучения имеет в себе элементы принуждения, конечно же. Как принуждать, не умаляя чувство собственного достоинства?
И вот тут на помощь приходит искусство находить интерес в любом деле и двигаться не только в заданном направлении, но и по-другому.
О результатах образования
Механизмы оценивания любого образования очень приблизительные, потому что в этой сфере всегда отложенные результаты: они проявляются через много лет после окончания школы.
Поэтому на момент выпуска из школы путем экзаменов мы можем оценить очень приблизительно эти результаты.
Но кроме предметных результатов по физике, математике, литературе и так далее есть метапредметные, то есть универсальные, которые достигаются благодаря определённым технологиям. У нас в школе проходят метапредметные недели. Одно и то же понятие раскрывается по-разному через разные дисциплины и в то же время через связь с другими предметами, изучаемыми в школе. Кроме того, проводятся открытые уроки, на которые приглашаются учителя и родители. В конце метапредметной недели каждый класс пишет эссе на эту тему, ребята делятся своими впечатлениями и своим мнением. Но тут надо быть очень аккуратным: не давить на их мнение, дать им возможность высказаться свободно. Вспоминается повесть Стругацких «Гадкие лебеди», где есть такой текст: «Волчиха учит своего волчонка: кусай так же, как я. Зайчиха учит своего зайчонка: убегай так же, как я». Но когда человек начинает учить своего детёныша: думай так же, как я – это преступление.
Об изучении театра и о главной задаче школы
Театр – это синтетическое искусство, которое включает живопись, литературу, драматургию, музыку, актерское мастерство – вообще всё.
Очень важно говорить об искусстве, но не в плане «нравится-не нравится», «хорошо-плохо», а обсуждая конкретные элементы искусства. Как можно говорить о музыке, что это такое? Про ритм можно говорить? Конечно. Про мелодию можно говорить? Конечно.
Но главное, что мы точно поняли: разговор об искусстве надо строить на основе собственных впечатлений, полученных после просмотра спектакля. Ученики нашей школы пишут рецензии после посещения каждого спектакля и обсуждают его.
Изучение театра – это долгая история, рассчитанная на 8-9 лет, не меньше. Все эти знания базируются на конкретных вещах: как делаются макеты декораций и разрабатываются модели костюмов, как работают театральные мастерские. С младшими детьми мы начинаем разговор с этических проблем: что мы возьмём с собой в театр, а что брать не надо; почему театр начинается с вешалки? И как нужно одеваться, когда ты идёшь на спектакль; почему повседневная одежда не подходит, а нужна другая? Потому что ты переходишь из бытовой жизни в другую, художественную реальность, в которой существуют актёры и декорации. Она наполнена звуками, а иногда и запахами. И она наполнена светом каким-то странным.
А ещё, конечно, важно то, что мы говорим про зрителя. Это человек, которого научили получать удовольствие от театра. Другого научили получать удовольствие от спорта. Третьего научили получать удовольствие от путешествий. Вообще, главная задача школы – научить получать удовольствие от музыки, от путешествий, от математики, от общения.
Школа должна научить человека получать удовольствие не только от того, что хорошо ему, но и от того, что хорошо другим. Хотя некоторые люди хотят, чтобы им было хорошо, а что с другими – это неважно. Это для меня удивительно и совершенно непонятно.
В этом смысле очень важно развивать коммуникативные качества: способность взаимодействовать с другими людьми, то есть прежде всего проявлять интерес к другому человеку. Каждый раз, проходя по школе, я говорю что-то приятное своим учителям, обращая внимание на то, какая у них одежда, или прическа, или как круто они что-то сделали.
О сочувствии и содействии
Театр учит эмпатии и создаёт в школе среду общения с особенными детьми. Их социализация не происходит за школьный партой – она происходит в смежных территориях таких, как театр. В прошлом году у нас закончили школу две девочки с синдромом Дауна. Притом что у них одинаковая хромосомная мутация, они оказались совершенно разными.
С одной было трудно найти контакт – другая, со всеми признаками синдрома Дауна, с несформированной речью, читала стихи Бальмонта, Пастернака и других поэтов. Долгое время у нас работал педагог на коляске. Общение с непохожими очень важно для обычных детей. Это значимый элемент воспитания. У нас даже в каждом классе начальной школы висит такой плакат: «Главная приставка в русском языке и в жизни – «со»: сочувствие, сопереживание, содействие».
О взаимодействии с родителями и о сообществе разных интересов
Школа не камера хранения, а многие вообще думают, что это банк,в котором сумма, положенная на депозит под проценты, через какое-то время вырастет в цене. Отправляя ребёнка в школу, некоторые родители надеются, что к концу обучения он приобретёт новые ценные качества. Но без взаимодействия школы с родителями ничего не произойдёт.
Включение родителей в процесс образования даёт такие возможности.
По традиции в марте у нас проходит день открытых дверей для родителей, которые в этот день посещают открытые уроки, поют вместе с детьми, смотрят спектакли с их участием и сами выходят на сцену. Они готовятся так, что залов для репетиций не хватает.
Среди педагогов нашей школы вместе с учителями школьных дисциплин работают преподаватели сольфеджио, вокала, танца, истории музыки и других предметов, связанных с искусством. Многие из них являются классными руководителями.
У нас сложилось сообщество, обогащённое разноплановыми людьми, которые по-разному мыслят. У них же уроки совершенно разные по жанру, по взаимодействию, по задачам, по финальному материалу.
А какая ревность общеобразовательной школы по отношению к преподавателям из сферы искусства. Почему? А потому, что здесь все результаты видны. Музыканты вышли на концерт, актёры показали спектакль, который все увидели. А что предъявить математикам, физикам, словесникам? Результаты контрольных работ и открытые уроки? Может, это не так ярко и впечатляюще, как концерт или спектакль, но тоже очень важно; мы записываем эти уроки на видео, выкладываем в Интернет.
В школе происходит миллион событий. Когда ко мне приходит кто-то из родителей и спрашивает о том, какая у вас будет программа по математике для первого класса, я объясняю им, что важно совсем другое. Я им советую походить по школе, посмотреть на лица педагогов, на лица детей, которые здесь учатся – на это сообщество интересов, где каждый может выйти на сцену, где устраиваются необыкновенные представления,где каждый занимается творчеством.
О стилях плавания и не только
Среда, в которой мы живём, в химии называется агрессивной. Это когда бетон превращается в песок, металл – в бумагу. Противостоять этому можно только просвещением и гуманизацией образования. Это отдельная тема для разговора.
Недавно мы знакомились с первоклассниками и спрашивали их, кто что умеет делать. Один мальчик похвастался, что он умеет плавать. Тогда я спросил ребят, какими стилями они умеют плавать.Посыпались ответы: кролем, брассом, по-собачьему. А одна девочка вдруг подняла руку и показала, как она плавает, разводя руки сердечком. Я желаю всем плыть по жизни этим стилем.
Материалы по теме:
- Сергей Казарновский: «Если труд считать элитарностью, то это про нашу школу»
- «Не считай шаги, взбираясь на небо!»
Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.















