Навигатор для родителей и учителей // Расшифровка

Алексей Заславский: «Нейросети сегодня – не только вызов, но и уникальный инструмент»

  • 12 августа 2025

Алексей Заславский: «Нейросети сегодня – не только вызов, но и уникальный инструмент»
Иллюстрация: ru.freepik.com

Нейросети становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня они активно используются в образовании, в творчестве и просто в быту. О том, как сделать искусственный интеллект своим другом и помощником в обучении и воспитании детей, рассказывает доцент дирекции образовательных программ Института цифрового образования МГПУ Алексей Заславский.

Что такое нейросеть?

Нейросеть – это счёты нового поколения в режиме отладки. Почему счёты? Потому что нейросети – это алгоритм. Это только компьютер, умеющий очень быстро имитировать действия человека, которым мы его научили. Соответственно, как любой компьютер, он умеет только складывать, но при этом, с учётом того, что он это делает очень быстро, мы видим результаты почти мгновенно. Почему в режиме отладки? Потому что никогда неизвестно, что получится в результате. Один и тот же запрос, который называется PROMPT, выданный в разных нейросетях, даст разные результаты. Это зависит от очень многих факторов, начиная от количества параметров, которым учили нейросеть, до тех данных, которые использовали. Поскольку все нейросети разные, данные, которые используют для обучения разные, ответ заранее мы предсказать не можем.

Иными словами, нейросеть не обладает субъектностью, а только имитирует деятельность, выдаёт нам какие-то результаты, которые мы можем использовать в своей личной или профессиональной деятельности.

Хороший промпт – это половина успеха

Мы идём в поисковик и набираем «хочу купить стиральную машину». Вот это запрос в поиск. Эта же фраза для нейросетей называется «промпт», и она содержит все управляющие слова – то, на что нейросеть будет обращать внимание, когда будет формировать выдачу, то есть свой результат.

Можно писать всё, что угодно и не ограничивать себя в творчестве, но, если мы хотим получить более полезную выдачу, тогда рекомендую использовать четырёхшаговую модель запроса для нейросети.

Шаг первый – это роль. В какой роли должна работать нейросеть? С учётом большого количества параметров она может быть абсолютно любой: продавец в магазине, самый хулиганистый ученик из 7 класса сельской школы либо профессор какого-нибудь городского университета.

Эти данные мы можем задать вначале, и тогда контекст, который будет соблюдать нейросеть, будет чуть более понятен. А от этого будет зависеть и стиль текста, объём, использование терминов и так далее.

Шаг второй – задать контекст. Мой любимый пример – СВ. Математики скажут, что это система векторов. Те, кто путешествует на поезде, скажут, что это вагон повышенной комфортности. Ну, а любители классики сделают паузу и скажут, что это Самуэль Вернон. Но как нейросеть поймёт, что именно вы хотели у неё спросить, из какой области? Никак, если вы об этом не напишете на втором шаге.

Шаг третий – сама задача. Что вы хотите от нейросети? Вы пишете, как маленькому ребёнку, очень старательному, но не очень умному, чётко формулируя короткими предложениями свою задачу.

Шаг четвертый – это формат ответа. Вы можете попросить текстом в два абзаца, или в виде таблицы, или в стиле какого-нибудь известного писателя, вашего любимого поэта, или попробовать предложить какую-то стилистику, которая известна только вам. Получится ли у нейросети действовать точь-в-точь, как вы её попросили? Не факт, честно скажу, но при этом максимально приближёно будет.

Хороший промпт – это половина успеха.

Преимущества и риски

Наверное, в некоторых случаях проще самому написать. Но в тех направлениях, в которых вы не являетесь профессионалом, нейросети – это незаменимый инструмент. Нейросети сейчас являются очень интересным инструментом, с одной стороны, и вызовом – с другой.

Учитель может дать задание ребёнку написать конспект урока или составить тест из пяти вопросов по биологии. Ответ напишем маркированным списком, выделим правильные ответы жирным и вот такой промпт отправим. Обратите внимание на уточнение формата выдачи, потому что, если мы не попросим выделить правильные ответы на усмотрение нейросети, мы потом с вами можем либо не угадать, либо не уловить какую-то её идею.

Поэтому нейросети позволяют нам очень специфично и быстро подходить к созданию каких-то тематических планов или задач для конкретного ребёнка.

У нас у всех есть задачи с персонализацией обучения и индивидуального подхода. В этом случае мы можем указывать некие параметры: либо качества личности, либо какие-то особенности успеваемости, может быть, предрасположенности и так далее. Но здесь я хочу всех учителей предостеречь: пожалуйста, не отдавайте туда персональные данные. Это всё-таки небезопасно. Если вы хотите что-то, связанное с медициной, пожалуйста, всегда перепроверяйте. Да и вообще, просто перепроверяйте любую выдачу. У нейросетей есть такая особенность, как галлюцинация. Если им не хватило каких-то данных, они могут что-то придумать.

Особенно это часто касается каких-то источников информации. Они могут вам её красиво написать, но на самом деле такого факта не существует. Поэтому всё, что касается жизни, здоровья, личности, психологического комфорта, перепроверяйте обязательно. Вообще всё, что вы делаете с нейросетью, обязательно перепроверяйте.

С чего начать работу с нейросетью?

Самый частый вопрос, который я получаю от педагогов: с чего начать работу с нейросетью, куда идти и что делать? Здесь есть минимум два хороших варианта.

Вариант первый. Идёте в популярный мессенджер, находите там бота и начинаете с ним общаться, задавать вопросы и получать какой-то ответ. Работа будет происходить в удобном для вас формате, в понятном режиме вопрос-ответ, фактически в диалоге.

Вариант второй. Вы можете использовать какое-то программное обеспечение либо веб-интерфейс. Когда вы идёте на специальный сайт, создаёте там свой профиль, в котором у вас будет такой же режим диалога, только уже на экране компьютера. Это иногда удобнее, потому что такие нейросети чаще сохраняют контекст, то есть то, что вы писали ему раньше. И на основании ваших ответов будет более релевантная выдача.

В чат-ботах часто происходит такое обнуление, когда через 5-7 вопросов чат-бот теряет контекст, и ему надо заново подсказывать какие-то особенности стилистики, может быть, роли поправить и так далее. Соответственно, можно использовать современные отечественные инструменты такие, как ЯндексGPT, GIGACHATи так далее. В общем, методически подход одинаковый, вне зависимости от того, работаем ли мы в чат-боте или веб-интерфейсе отечественной разработки или зарубежной. Четырёхшаговая модель актуальна везде.

В работах учеников важно оттолкнуться от того, в каком виде она сделана. Если речь идёт о тексте (лучше напечатанном на компьютере), который надо проверить, например, на грамотность в составлении предложения, то вы копируете его в буфер обмена и задаёте нейросети промпт выделить три ключевые ошибки и три ключевых момента, за которые можно похвалить ученика. Тем самым мы экономим себе силы и время и получаем уже хороший результат, если мы отработали промпт.

Методические рекомендации

Одной из задач педагогов является написание методических рекомендаций. Задача, с одной стороны, очень объёмная и обширная, а с другой стороны, иногда формализованная, потому что есть чёткая структура того, чему надо следовать.

Если есть ограничения, мы их можем задать в промпте (написать на каждый пункт не более трёх предложений). Если ограничений нет, и мы понимаем, что мы не уместимся в одну выдачу, которая составляет не больше трёх-пяти тысяч символов, я рекомендую разбивать промпт на несколько частей. Например, пишем запрос выделить 3, 4, 10 пунктов структуры, которым должны соответствовать эти рекомендации, если у нас нет дополнительных ограничений. И далее каждым следующим пунктом мы уточняем каждый из этих моментов. С одной стороны, мы экономим себе время, с другой стороны, мы в любом случае анализируем, помним, что это очень важно и там могут попадаться скрытые галлюцинации и несоответствие одного пункта другому.

Помощь в управлении

Нейросеть способна помочь в административно-управленческой деятельности. Вот представьте сотрудника, который без устали, без перерывов на обед, абсолютно спокойно отвечает на 10 тысяч запросов, звонков и сообщений в сутки. Мечта управленца, согласны? Нейросеть может помочь нам в этом деле. Мы можем сделать своего чат-бота, который будет на основании исключительно наших административных уставных документов отвечать на запросы. В рамках этого чат-бота можно будет заложить информацию о расписании, о наличии педагогов на той или иной территории, если мы говорим про образовательный комплекс.

Родители обычно обращаются с типовыми вопросами. И представьте, что это практически как первая линия поддержки. Мы будем сразу писать запрос, сразу получать более или менее релевантный ответ. Ну и, конечно, если будет тот запрос, который не может решить чат-бот на ходу, он будет его записывать, отправлять для пополнения своей базы и переключать на живого специалиста – уже вторую линию поддержки.

Помощник в воспитании

Нейросеть способна стать хорошим помощником не только в обучении, но и в воспитании детей. Придумывание мероприятий для составления квеста либо челленджа на каникулы, чтобы, во-первых, использовать современные инструменты и дать вот эту большую вариативность, а во-вторых, поставить свои цели и задачи в части воспитательной работы. То же самое могут делать и родители: они могут спрашивать у нейросети, как бы поступил на их месте тот или иной учёный в рамках гуманной или трудовой педагогики.

А еще интересно было бы делать какие-то совершенно невозможные на первый взгляд комбинации. Например, взять какого-нибудь киногероя и педагогическую технологию и задать нейросети вопрос: как бы этот киногерой применил такую технологию? Ответ вас наверняка удивит. И ни в коем случае я не призываю действовать прямо, как написано в нейросети. Но для вдохновения это пригодится.

Чтобы оживить какого-то деятеля науки, требуется колоссальное количество данных нейросети, которая будет озвучивать его слова своими средствами. Соответственно нейросеть добавит мимику, повороты головы, жестикуляцию и так далее. В зависимости от типа нейросети оно будет смотреться более или менее естественно. Но в то же время она передаст мнение педагога.

Как учить с помощью нейросети?

Именно такой запрос можно и поставить. Как мне научить с помощью нейросети ученика восьмого класса понимать тему?

Либо можно посмотреть в сторону работы со взрослыми, с педагогами, и задать роль, например, что я завуч по учебно-методической работе. Тогда промт может звучать так: «Моя задача – поднять мотивацию педагогов на участие в конференциях и в проектной деятельности. Напиши три приёма, как это можно сделать». Далее выбрать, какой приём нам понравился. Либо мы всё прочитали и придумали что-то своё и говорим нейросети: «Теперь развей такую-то идею, разложи на пять шагов, напиши циклограмму на год» и так далее.

Таким образом, мы получаем действительно удобный инструмент, который позволит нам расширить границы нашего уже так или иначе шаблонизированного мозга. Как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше. А количество голов, использованных при написании текстов, которые обучали нейросистему, просто колоссальное.

Поэтому фактически у нас есть с вами универсальный инструмент и хороший помощник, который владеет очень широким кругом знаний, с одной стороны, но при этом абсолютно не понимающий их контекста и возможностей применения – с другой. Поэтому нам надо чётко поставить задачу, получить результат, адаптировать для своей цели и наслаждаться жизнью.

Какие навыки развивает нейросеть у ребёнка?

Работа с любой технической системой развивает у пользователя навыки очень алгоритмизированного и структурированного мышления.

Голосовые помощники сейчас везде. Есть и колонки, есть и какие-то линии первой помощи по кнопке. И часто отвечают боты, к которым нужно правильно составить запрос.

Поэтому, чем чётче мы поставим задачу, тем чётче она будет выполнена любой технической системой.

Современные дети даже домашние задания начинают выполнять с колонками или какими-то другими ассистентами. У многих возникает вопрос: «А насколько это нормально, безопасно и вообще эффективно для ребёнка?»

Всё зависит исключительно от целей. Если цель формальная – это одно. Если у меня начинается работа со смыслами – это совершенно другой разговор.

Конечно, можно давать такие задания, которые нейросеть сейчас просто не сделает. Необходимо регулировать использование нейросетей, но не полным запретом, а выдачей конкретных рекомендаций, чтобы решать с искусственным интеллектом одну задачу. Другую задачу необходимо решить самостоятельно. А для решения третьей – можно выбрать наиболее комфортный и удобный для себя способ. Самое главное, чтобы нейросеть не заменяла естественный интеллект, который также требует тренировки. Это и чтение книг о развитии критического мышления, и просто время, проведённое в семье за разговорами друг с другом. Это максимально ценно и интересно.

Сходите с ребёнком погулять, поиграйте в настольные игры, может быть, даже развивающие или даже по кибербезопасности. Почему бы и нет? Предложите ребёнку совместное использование искусственного интеллекта и, например, проведите какой-нибудь эксперимент, который вам предложит ваш мобильный ассистент. Но в то же время не забывайте о критическом отношении к этим технологиям, понимая, что нейросеть –это просто некий инструмент, который нам позволяет какие-то вещи сделать немножечко быстрее.

Из этой же серии я хочу привести ещё два примера. Первый пример – это программируемые калькуляторы, которые появились в 90-е годы. Тогда все опасались, что в уме никто считать не будет. Ну нет, посмотрите – считают до сих пор, какие-то задачки даже решают, что-то делают интересное. Но при этом обратите внимание, какой прогресс произошёл за последние десятилетия.

То же самое и с нейросетью. Мы уже не обойдемся без её применения, надо только научиться правильно это делать.

И второй пример. Это хорошая такая фраза, что нейросети не заменят педагога так же, как кино не заменил театр. Вспомните: на любом этапе глобальных технических революций были прогнозы, «что теперь в театр ходить не будут, будет только кино». Нет, сейчас и театр, и кино успешно развиваются. Не сбылись и прогнозы о том, что никто не будет ходить на концерты, потому что есть записи. Ну, посмотрите – полные залы.

Баланс контроля и личной свободы

Кроме того, нейросети сейчас очень плотно и сильно стоят на страже наших с вами мобильных устройств.

И есть большое количество технологий, которые анализируют местоположение, геолокацию и тем самым создают условия для родительского контроля. Вот здесь самое главное и важное то, как донести до ребёнка, что вы не пытаетесь за ним следить или ограничить в чём-то, но стремитесь ему помочь в экстренной ситуации.

Как это можно сделать? Регулярные разговоры и выстраивание доверительных отношений. Другой вариант – это совместный спорт либо другие активности, которые сплачивают вас как команду. И, конечно, это собственный пример. Как гласит известная поговорка, не воспитывайте детей – воспитывайте себя. Они всё равно вырастут похожими на вас. Поэтому обязательно стоит проговаривать и показывать, как вы используете свои устройства безопасно, какие возможности для вас открываются, какие опасности есть для современных детей, родителей. И, соответственно, в определённом возрасте уже понятно, что пятилетнему ребёнку не нужно давать право доступа к своему телефону. Да и к компьютеру. Не зря же компьютер называют персональным.

Использование искусственного интеллекта помогает вовлекать ребёнка в диалог, выстраивать логические цепочки доказательств в рассуждениях, приводить примеры при обсуждении новостей. Можно с ребёнком обсудить, какой именно задать промт, чтобы получить желаемый результат. И это уже образовательная составляющая совместной деятельности с детьми: дети учатся безопасно взаимодействовать с искусственным интеллектом, при этом вы проводите время вместе и узнаёте что-то новое.

Поэтому нейросети в данном случае позволяют нам не только что-то создавать, но и обеспечивать нашу с вами безопасность.

Здесь, конечно, важно ещё, наверное, отметить рекомендательные системы и возраст в профилях. Обратите внимание, что сейчас есть такой термин, как детская учётная запись. Она будет привязана к вашему профилю. Если вдруг злоумышленники завладеют паролем от этой учётной записи, вы всегда можете её восстановить. Вы можете контролировать переписку ребёнка.

И повторю: здесь очень важно соблюдать баланс между тотальным контролем и личной свободой. Но в любом случае сейчас существует большое количество технических инструментов, которые позволяют обеспечить безопасность пребывания в информационных пространствах и перемещения в городских инфраструктурах. При этом, конечно, очень хорошо было бы, если бы они были настроены у всех членов семьи. Поскольку нейросети обладают огромным багажом знаний, дети могут спросить: «А как мне устроить взрыв из подручных материалов?» Многие нейросети на такой вопрос не ответят, потому что всё-таки есть ограничения по безопасности. Но важно было бы предложить детям взамен таких «развлечений», например, эксперимент по химии, предварительно проконсультировавшись с учителем по этому предмету.

Есть безопасные наборы для экспериментов, которые продаются в детских магазинах для творчества. Поэтому, пожалуйста, будьте бдительны и аккуратны. С детьми важно проговаривать вопросы, связанные с безопасностью. Нейросети субъектностью не обладают. Злоумышленники используют их для того, чтобы ввести вас в заблуждение: они могут подделать чей-то голос, видео или даже написать какой-то текст, который ребёнок может выдать за свой в качестве домашнего задания.

И в этом случае и для педагога, и для родителя очень важен личный опыт использования нейросети. Мы придумали какое-то задание, и, если искусственный интеллект решает его с первого раза, мы можем попросить его переписать формулировку задания таким образом, чтобы ребёнок выполнил самостоятельные действия: выделить ключевые мысли из текста нейросети или составить многоуровневый список зависимости конкретных элементов, разбитых на подзадачи. Итераций множество… Или найти «слабое звено» в нейросетях: например, в настоящее время они плохо составляют схемы. Поэтому задачи, связанные со схематизацией, составлением интеллект-карт и выделением ключевых мыслей в графическом виде, являются такими удобными инструментами для того, чтобы ребёнок в любом случае проделал какую-то дополнительную работу.

И, конечно, высшим пилотажем будут групповые задачи по составлению сложных схем. Тем самым мы разовьём навыки командного взаимодействия, лидерские качества, усовершенствуем использование искусственного интеллекта и достигнем своих педагогических целей.

Выводы

У человека есть естественный страх перед каждой технологической революцией. Колесо, паровые двигатели, восстание луддитов и сейчас –появление нейросетей. Можем ли мы этому воспрепятствовать? Уже нет. Можем ли мы составить план, поставить цели и задачи так, чтобы мы договорились и творили вместе? Конечно, можем.

Открывают ли нейросети для нас, как для творческих людей, возможности, связанные с созданием уникальных, новых и абсолютно неизведанных идей? Конечно, да. При этом самое главное – сохранять базовые ценности: семейные, национальные и так далее.

Нейросеть либо какой-то следующий инструмент, который появится, может только усилить эти ценности. Обратите внимание: всегда лучше и комфортнее выживать в социально одобряемом и в социально объединённом мире.

Сотворчество и командная работа человека и машины открывают колоссальные перспективы и становятся обнадёживающим результатом нашей с вами работы.


Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube