Для чего школе нужна служба примирения
Конфликты в школах стали сложнее, и традиционные способы (нотации, выговоры и наказания) больше не работают или дают временный эффект и не решают проблему по-настоящему.
А служба примирения – это благоприятное пространство для диалога, где у каждого есть возможность проговорить свои чувства, услышать друг друга, прийти к соглашению и решить конфликт, а не просто «замять» его. Зачастую люди не слышат друг друга, потому что не научены разговаривать про чувства, и предыдущие поколения, к сожалению, тоже этого не умели. Например, когда я учился в школе, не было психологов, нас никто не учил коммуницировать и решать конфликты.
Служба примирения нужна в школе как раз для того, чтобы научить и взрослых, и детей безопасной и уважительной коммуникации.
В Хорошколе служба начала действовать недавно, ей всего полгода, но многие уже замечают, что дети стали больше понимать себя, лучше друг к другу относиться и в целом начали решать конфликты по-другому, пытаются разговаривать по-другому, что, кстати, даже у нас, у взрослых, не всегда получается. Служба примирения крута тем, что мы формируем культуру решения конфликтов.
«Детям сложно понять, что конфликт – это проблема, которую надо решать»
Сейчас в службу примирения обращаются чаще учителя. Например, если педагог видит, что с ребенком происходит что-то не то, что он обижен и не идет на контакт, и от этого страдает успеваемость. А ребенок так себя ведет, потому что считает, что учитель относится к нему предвзято. Службе примирения важно создать среду, в которой ребенок безопасно сможет рассказать учителю о своих переживаниях и чувствах, а педагог объяснит, что у него не было цели намеренно обидеть ребенка, просто возникло недопонимание, возможно, на невербальном уровне. Если они услышат друг друга, а мы сделаем для этого все возможное, то они начнут существовать в мире согласия.
Иногда в службу обращаются не те дети, которые находятся в конфликте, а их друзья, которые хотят им помочь. Многим детям сложно понять, что конфликт – это проблема, которую надо решать. Но мы над этим работаем.
Какие конфликты разбирает служба примирения?
Если говорить о конфликтах между учениками, то это могут быть какое-то недопонимание, оскорбления, драки, травля, кибертравля, драки, кражи, порча имущества, угрозы, конфликты, неподобающее отношение к взрослым, нарушение дисциплины, отсутствие взаимопонимания, проблемы с поведением.
Если говорить о конфликтах «учитель-учитель», к нам пока с таким запросом не обращались.
Кто входит в команду службы примирения?
В службе примирения могут быть только специально обученные люди, умеющие проводить медиации. Пока это я и педагоги-психологи, но мы планируем привлекать родителей, предварительно их обучая на курсах (я уверен, что желающих будет много). Потому что если возник конфликт у родителей с педагогом или с администрацией, то одним из медиаторов просто обязан быть независимый родитель, который, не принимая ни одну, ни вторую сторону, сможет быть над ситуацией, а не внутри ее, и поможет найти пути решения.
Также мы хотим привлекать учеников старших классов, чтобы ребята, которые находятся в конфликте, чувствовали, что рядом с ними сидит такой же ученик, как и они. Так мы сможем соблюсти принцип «равный-равному».
Как проходит медиация?
- Сбор информации – изучаем ситуацию и эмоциональное состояние участников.
- Предварительные встречи – разговариваем с каждым участником конфликта отдельно о том, что важно, чтобы другой (учитель или ученик) услышал его переживания и увидел, каково было ему в этой ситуации.
- Общая встреча – проговариваем правила: не оскорблять, не перебивать собеседника и не переходить на личности и что всё, что обсуждается, обсуждается только здесь и сейчас. Таким образом мы создаем безопасное пространство, где стороны говорят о своих чувствах и переживаниях и ищут решение вместе. Как ни странно, не только обиженному, но и обидчику важно высказаться, почему он так поступил. Ну и задача медиатора – не принимать ничью сторону и помочь сохранить уважение и конструктив сторонам конфликта.
- Подписание мирного соглашения тремя сторонами (участники конфликта и медиатор) – фиксируем договорённости (что изменится после и как избежать повторения).
«Соглашение – это своего рода ритуал, который должен зафиксировать примирение двух сторон»
Мирное соглашение – не просто бумага, это серьезный документ, который несет безусловную ценность и внушает сторонам конфликта ответственность, чтобы они не нарушали прописанные правила.
При этом мы понимаем, что конфликт может повториться, поэтому отслеживаем динамику и при необходимости возвращаемся к диалогу. Если кто-то спустя время не выполняет прописанные в соглашении правила, мы говорим: смотри, мы же тут прописали. Да, отвечает, действительно, простите, я нарушил. То есть дети понимают и дальше уже двигаются по этому пути без нарушений.
Родителям нравится, что есть мирное соглашение, и нравится, что дети чувствуют ответственность за то, что они говорят, и за то, что подписывают.
«Мы учим не захлопывать дверь»
Разбирая конфликт, мы начинаем с того, что учимся говорить в первую очередь про себя: «я тебя слышу», «я тебя понимаю». Учим отстаивать свои границы и уважать чужие: «мне это неприятно», «не говори так, пожалуйста».
На уроках, когда я психолог и тьютор, я стараюсь учить детей базовым техникам эффективного общения:
1. Активное слушание – внимательно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы, использовать невербальные сигналы, в том числе кивание. Например: «Я понимаю вашу ситуацию, расскажите подробнее, что конкретно вас беспокоит».
2. «Я-высказывание» – говорить о своих чувствах и переживаниях, не обвинять и не критиковать, говорить свою мысль через «я чувствую, мне важно». Например: вместо «Ты никогда меня не слушаешь» мы говорим «Я расстраиваюсь, когда не могу донести свою мысль до тебя».
А на обучении с коллегами в рамках ШСП мы разбираем кейсы, разыгрывая сценки, чтобы каждый смог побыть в разной роли. Кто-то мама, кто-то медиатор, кто-то ребенок и т.д.
Например, мама говорит ребенку: если сейчас не сделаешь уроки, не пойдешь на танцы или на футбол. Задача ребенка – сказать, что он слышит и понимает переживания мамы, и объяснить, почему танцы/футбол для него важны. В таком случае задача мамы – выслушать ребенка, понять его чувства и мотивацию, объяснить свои переживания и причины, по которым она считает важным выполнение уроков, и найти компромисс, который устроит обоих. А задача медиатора – помочь маме и ребенку выразить свои чувства, обеспечить конструктивный диалог, чтобы они услышали друг друга, и предложить варианты решения, которые учитывают интересы и мамы, и ребенка. И, конечно, поддерживать нейтральность и объективность в процессе всего этого обсуждения.
Когда мы разговариваем – мы понимаем друг друга. Когда мы понимаем – мы находим решение. Мы учим детей и взрослых ни в коем случае не уходить от конфликта, потому что он сам себя не исчерпает, не захлопывать дверь, а разговаривать конструктивно. В дальнейшем это очень поможет выстраивать отношения с партнером, с родственниками, с друзьями, с коллегами.
«Служба примирения не должна становиться помогающим костылем»
Служба – независимый, но временный посредник, он смягчает удар, помогает, направляет, но не принимает ни одну из сторон.
Важно, чтобы учителя не перекладывали сразу ответственность за все происходящие конфликты на школьную службу примирения, а сами развивали навыки коммуникации и применяли свое педагогическое мастерство. Служба примирения не должна становиться помогающим костылем.
Почему это работает?
- Дети сами участвуют в решении, а не просто получают наказание.
- Конфликт решают не «сверху», а через диалог, благодаря чему отношения в школьном коллективе укрепляются.
- Дети учатся выражать эмоции без агрессии.