Навигатор для родителей и учителей // Расшифровка

О трёх важных вопросах настоящего образования

Часть первая. О рефлексии и рефлексивных практиках

О трёх важных вопросах настоящего образования
Фото: ru.freepik.com

«Осмыслить и прочувствовать можно и верно и разом,
но сделаться человеком нельзя разом,
а надо выделаться в человека»
(Ф.М. Достоевский)

Предисловие

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые коллеги-педагоги, коллеги-родители, коллеги-студенты, коллеги-ученики и, как говорит неподражаемый Сергей Казарновский: «Здравствуйте, хорошие люди»!

Благодарен редакции газеты «Вести образования» за возможность поговорить о важнейших вопросах образования становления Личности, субъекта, созидателя:

  • Что есть образование (в отличие от обучения и подготовки)?
  • Что такое рефлексия? Как сделать ее привычкой? Как внедрить рефлексивные практики в образовательный процесс?
  • Кто такие «почемучки»? Что делать учителю, чтобы дети чаще задавали ему свои вопросы? Бывают ли «глупые вопросы»?
  • Ошибки – это хорошо или плохо? Как на них реагировать? Как превратить ошибки в мощный инструмент развития?

Приглашаю вас в увлекательное путешествие по смыслам. Давайте спорить, давайте не соглашаться, пусть у нас будут разные мнения. «Пусть у Машеньки проснутся чувства. Хоть какие-нибудь», – писал Олег Даль мелом на дощечке в чудесном фильме «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». Любые ваши сомнения, вопросы, конструктивные суждения и аргументированные позиции горячо приветствуются.

Предлагая вашему вниманию некоторые рассуждения, буду опираться на опыт по педагогическому проектированию образовательных организаций, поддержке их развития и трансформации, организации и сопровождению проектной деятельности в детско-взрослых сообществах, реализации программ родительского университета «Вселенная родительства», акселератора образовательных практик и ряда других образовательных проектов.

Важно, что под образованием мы с коллегами понимаем процессы расширения картины мира, поиска себя и самостроительства, саморазвития и самотрансформации (метафора – «Я»). Под обучением – процессы передачи ученику сведений и формирования умений (метафора – «меня»). При этом часто взрослый (учитель, педагог, наставник, мастер и пр.) считает, что ребенок (ученик, студент и пр.) – это некий “пустой сосуд”, который надо обязательно наполнить чем-то значимым, помочь, привить, дать дорогу в жизнь, научить и так далее. Но почему-то “сосуды” не всегда хотят наполняться и регулярные вопросы «А зачем нам ваша математика/химия /физика и т.п.?» становятся неприятной неожиданностью. Под подготовкой – процессы формирования способностей и(или) навыков у человека выполнять конкретные функции в заданных ситуациях: например, сдача экзамена, выполнение должностных инструкций и др. Образование, обучение и подготовку мы обсуждаем как сущности, а не юридические термины.

Образование отвечает за порождение новых знаний, а обучение и подготовка – за их воспроизводство. Все три группы процессов необходимы для человека.

Для настоящего образования как познания, становления, изменения себя, приращения знаний, способов мышления и деятельности принципиально важно, чтобы «наращивались» и ученик и учитель, оба участника образовательной деятельности были в ситуации «равного незнания» и, чтобы выполнялся принцип «подлинности действий» (К.С. Станиславский, Г.П. Щедровицкий). Если хоть один из участников образовательного процесса остается неизменным, то мы имеем дело с обучением либо с подготовкой.

Каких результатов мы ждем от образования? Мы с коллегами видим «волшебную триаду» или систему образовательных, продуктовых (продуктивных) и социально-репутационных результатов.

Образовательные результаты – это новые знания, новые средства мышления, способы действий, компетенции, желания и образовательные запросы, которые появляются в ходе образовательного процесса.

Продуктовые (продуктивные) результаты – это то, что «остается в руках» после того, как ученики (студенты) закончили образовательный процесс, то, что может быть «отторгнуто» («унаследовано») от создателя и использовано другими. Например: статьи, проведенные мероприятия, ИТ-продукты, действующие прототипы и так далее (но обязательно с внешним использованием). Согласно Б.Д. Эльконину, продуктивная деятельность заканчивается результатом, продуктом и эффектом. Табуретка, которую ученик сделал на уроке технологии и получил оценку – это результат. Табуретка, которую ученик сделал на уроке технологии, принес домой, и, на которой его любимая бабушка пьет чай – это продукт. А когда бабушка в неописуемом восторге от своего внука сняла телефон и рассказала всем соседкам в доме, какие замечательные табуретки делает ее самый талантливый внук, то получается эффект. Поэтому наша педагогическая задача состоит в том, чтобы образовательная деятельность образовательными и продуктовыми результатами, а также имели соответствующие эффекты.

И третий тип результатов, который, к сожалению, практически не обсуждается – социально-репутационный: расширение социальных связей, новые знакомства, партнерства и устойчивые контакты; что, как и с кем теперь ученик может обсуждать, c кем делиться замыслами и переживаниями; «имидж» человека (как его воспринимают окружающие), его репутация и так далее.

Каков основной механизм настоящего образования – получения знаний и реальных компетенций? Можно ли обучить или подготовить ученика (студента) к описанным типам результатов? Напрашиваются выводы, которые «не всегда» приятны в педагогическом сообществе: научить нельзя, можно создать мотивирующую среду для научениЯ. Акцент педагогической работы важно ставить именно на мотивации учеников (студентов) к познанию, творчеству, развитию… Наша задача – превратить условия в возможности, чтобы им хотелось и моглось формулировать и реализовывать свои образовательные запросы. Поэтому важно фокусироваться на образовании, не забывая про обучение и подготовку.

Часть 1. Рефлексия и рефлексивные практики

«…Он думал, что уснула
И все во сне стерплю,
Иль думал, что думала,
Что думал он: сплю»
(Р. Бернс «О поцелуе»)

Рефлексия – один из сложных вопросов педагогики и деятельности человека, которому, к сожалению в школе, в университетах и дома (в семье) уделяется недостаточно внимания. Хотя именно рефлексия является основным средством порождения и приращения знаний, средств и способов мышления и деятельности. С ее помощью человек может понять, что он теперь может, что он теперь может мочь, что он теперь может хотеть и зачем все это ему. Рефлексия превращает некое действие в настоящее образование. Александр Евгеньевич Левинтов говорил: «Рефлексия – это то, без чего то, что было – не было. Это мышление над мышлением, не «что?», а «как?» …».Поэтому если действия в ходе образовательного процесса заканчиваются без рефлексии – это в большинстве случаев просто потраченное время как педагогов, так и учеников. В лучшем случае это будут заученные сведения или отработанный навык, но содержательного приращения в знаниях и средствах деятельности не увидим.

Рефлексия встречает естественное сопротивление. Ученикам: «скучно», «трата времени», «тяжело» и прочее, ведь нужно вспомнить и проанализировать какой был замысел (а был ли он?), что, как и зачем делалось… Нужно мысли записать на бумажке или нарисовать схемку, поделиться ими с окружающими или с учителем, сделать выводы, наметить следующие шаги, а самое главное – попробовать начать действовать иначе «здесь и сейчас». Педагогам: на рефлексию нужно найти время в образовательном процессе, на рефлексии надо удержаться от комментариев и оценок (даже когда ученик молчит или говорит явно не то, что нам кажется «правильно»).

Рефлексию часто путают с обратной связью. Вызывает улыбку и недоумение, когда в конце мероприятия (урока, экскурсии, «проекта» и так далее) педагог говорит: «А теперь, дети, у нас рефлексия. Расскажите, пожалуйста. Как вам понравилось …? Как вы поиграли …? Какое впечатление у вас вызвал …?». Это очень важные вопросы и действия педагога для общения, эмоционального фона и прочего, но к рефлексии это имеет малое отношение.

Рефлексия – это восстановление и порождение смыслов, обдумывание замыслов и способов действий. Рефлексия – это основа самостроительства и самопроектирования. Аналогичная ситуация с коммуникацией и общением. Коммуникация – это обмен смыслами и, как любит говорить Борис Маркович Островский: «коммуникация – это преодоление отвращения к собеседнику». Задача в коммуникации аналогично рефлексии – дойти до смыслов: что хотел сделать, как было сделано, что не получилось или получилось, почему не получилось или получилось и так далее.

Без рефлексии невозможно образование, поэтому основная задача педагогов – понять, как ее встроить в образовательную деятельность, какие рефлексивные практики применять, чтобы, с одной стороны, не отбить желание к рефлексии, а с другой – аккуратно и постепенно сформировать потребность в рефлексии как привычку.

Необходимо акцентировать внимание на том, что рефлексия невозможна, если у человека не было собственного замысла на осуществленные действия. При обучении и подготовке замысел, а чаще задача – на стороне педагога: чтобы дети выучили то-то, умели делать то-то и так далее. Но у ребенка нет замысла выучить таблицу умножения, у него есть желание пойти погулять, поиграть, съесть мороженое или устроить скандал… Пока у человека нет собственного замысла, он осуществляет набор действий, которые заданы педагогами, обстоятельствами, родителями и так далее. Отсюда крайне важно понимать, как сделать так, чтобы у детей была мотивация, был замысел.

Второй момент: рефлексия проводится после остановки деятельности. Когда эта остановка произведена, можно аккуратно поговорить: какой был замысел, зачем мы это делали, что ученик (студент) думал до того, как начал действовать, что он думал во время действования, о чем он сейчас думает, и как он собирается дальше действовать.

Есть разные схемы рефлексии, которые могут помочь педагогу, родителю и самому ученику (студенту) организовать рефлексию: перспективная рефлексия, «треугольник Бортона» («Что? И что? И что теперь?») и другие. Подробнее про рефлексию и рефлексивные практики можно прочитать в наших публикациях в журнале «Образовательная политика» №2 (94) 2023 с. 67-77 и №3 (95) 2023 с.14-26.

Исходя из того, что мы обсудили, надо понять, что является деятельностью (в том числе образовательной), а что набором действий по заданию учителя и, следовательно, не каждый урок (занятие и т.п.) будет заканчиваться рефлексией.

Например, если это типовой фронтальный урок с задачей освоения сообщенных учителем сведений и их воспроизведения максимально близко к оригиналу, то рефлексировать просто нечего. А вот если ученики (студенты) включены в исследовательский процесс, в проектную деятельность, в настоящие коммуникации, когда уроки (занятия) построены как диалог и творческий процесс, то есть. когда есть реальный повод задуматься и такого рода деятельность естественно должна заканчиваться рефлексией.

Вводить рефлексию «просто», можно начать с предложений обсудить завершенный этап деятельности с опорой на вопросы «треугольника Бортона» и дать возможность высказаться, помочь наводящими вопросами. Главное – «втянуть» учеников (студентов, детей в семье) в обсуждение того, зачем что-то сделано, что конкретно для них изменилось, пока они это «что-то» делали и так далее. Например: «Сегодня прошел урок, мы познакомились с таблицей умножения. Давайте подумаем, что это нам дает? Что мы теперь можем делать иначе? Кому было трудно? Что именно было трудно? Почему это было трудно?» и тому подобное. Конечно, это еще не рефлексия, но, не спеша продвигаясь, «повышая градус сложности» сообразно возрасту, используя разные рефлексивные практики и опорные схемы, можно сформировать «устойчивую привычку» рефлексировать. Если в образовательном процессе есть место замыслу ученика (студента), есть место для собственного целеполагания и действования, то рефлексия нужна, важна, уместна и так далее.

Если мы хотим, чтобы наши дети понимали, зачем они живут, что они делают, что они хотят делать, что они могут хотеть и мочь, кто они такие, давайте уделять внимание рефлексии.

Подытоживая рассуждения про рефлексию, хотел бы поделиться воспоминанием из своего счастливого детства, когда мы жили в одной квартире с безгранично любящей мамой, мудрой и строгой бабушкой, всеразрешающим, всегда поддерживающим и обожающим дедушкой, а также пережившими революцию, погромы, две войны прадедушкой и прабабушкой.Как любой нормальный мальчик, я хулиганил, совершал необдуманные поступки, но реакция домочадцев на все эти шалости была разной. Прадедушка качал головой и говорил «ой-вей, вейзмир…», к маме и бабушке можно было подойти и сказать «...я больше так не буду…». Но с главным человеком моей жизни – дедушкой – эти фокусы не проходили, он не кричал, не ругался, а просто замолкал. Единственным способом вернуть нормальное общение было подойти и показать ему, что я понял: «как я был не так», «почему я был не так», «как я буду теперь так», «как можно будет понять, что я теперь так» и хотя бы один день после этого разговора побыть «так» и показать, что я уже «больше не так». В 2017 г. на программе «Школа ректоров» в МШУ Сколково у Бориса Марковича Островского я узнал про перспективную рефлексию и понял, что с детства «...говорю прозой…».

Продолжение следует...

Кратко об авторе:

Павел Давидович Рабинович, советник проректора, старший научный сотрудник Школы антропологии будущего, доцент кафедры управления проектами и программами ИГСУ (РАНХиГС), директор проектов Академии потенциала человека (СберУниверситет), заместитель главного редактора журнала «Образовательная политика», кандидат технических наук, доцент, лауреат премии Правительства России в области образования.

Эксперт по вопросам педагогического проектирования, развития потенциала человека, проектного управления, проектной деятельности в детско-взрослых сообществах, созданию мотивирующих интерактивных сред, поддержке развития и трансформации организаций. Сооснователь фестивалей проектов «КосмОдис» (1000+ школьников), 70+ публикаций (в т.ч. Scopus Q1-Q2, учебно-методические работы), соавтор концепций «Мотивирующая интерактивная среда» и «Техносфера образовательной организации»; методологии организации и сопровождения проектной деятельности в детско-взрослых сообществах «ПоДеЗнай!» («Понимай, Действуй, Знай!»), соруководитель программ поддержки развития и трансформации (15 000+ участников), программы «Родитель-учитель», а также проектов «Ректорий», «Вселенная родительства» и «Акселератор образовательных практик» и др. Контакты: pavel@rabinovitch.ru, @PDRabinovitch


Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube