Проба пера // Очерк

«Мещанское счастье» внешкольной программы: забытый талант или неудобный классик?


«Мещанское счастье» внешкольной программы: забытый талант или неудобный классик?
Фото: dzen.ru

23 апреля исполнилось 190 лет со дня рождения писателя-реалиста Николая Помяловского, признанного блестящим прозаиком и беллетристом при жизни. Именно ему принадлежат известные и ставшие крылатыми выражения «кисейная барышня» и «мещанское счастье», однако их происхождение сейчас малоизвестно ввиду отсутствия Помяловского во всех учебниках по литературе.

Чем же так не угодил «пролетарский писатель»?

Певец «униженных и оскорбленных»

Для истории русской литературы Николай Герасимович Помяловский, благодаря собственным силам и таланту, стал значимой фигурой. Он был одним из первых писателей, кто с беспощадной правдивостью и социальной остротой изобразил жизнь низов российского общества, предвосхитив многие темы и мотивы, которые впоследствии будут развиты другими классиками. Его творчество – это боль за судьбу маленького человека, выживающего в условиях нищеты, невежества и морального разложения в равнодушном мире. А его произведения – анализ причин такой несправедливости.

На момент выхода его «Мещанского счастья» в 1861 году современники зачитывались «Записками охотника» Тургенева, в которых также были яркие образы простых людей и их тяжелая жизнь. Но главным героем выступал наблюдающий и сочувствующий им дворянин, а простым людям отводилась роль декораций общей картины.

За этот дворянский взгляд «сверху-вниз» на проблемы русского пролетария и критиковали Тургенева писатели-разночинцы. Поэтому новое видение Помяловского имело большой успех.

Дмитрий Писарев в своей статье «Роман кисейной барышни» отметил, что повести Помяловского открыли новый мир петербургского чиновничества низшей руки, с его неприглядной, серенькой жизнью, мелкими интересами и незатейливыми идеалами.
Секрет такого признания крылся в том, что писатель и сам был выходцем из низов. Ему не надо было наблюдать за жизнью бедняков, он и сам к ним принадлежал.

Тернистый путь

Николай Помяловский происходил из семьи потомственных священников. У него было пять братьев и две сестры. Отец служил при Малоохтинской кладбищенской церкви в Петербурге и хорошо знал грамоту, поэтому сам обучал сына чтению и письму. Биографы отмечают его живой, трудолюбивый и любознательный характер в детстве. Однако прогулки по Малоохтинскому кладбищу вдоль плит и крестов засели в сознании ребенка, что, несомненно, сказалось на его личности и временами мрачном стиле повествования. Даже его автобиографический герой, художник Михаил Михайлович Череванин, имеет прозвище «Тёмное кладбищенство».

Но детство мальчика закончилось, когда в восемь лет его отдали в Александро-Невское духовное училище, в «бурсу».

На тот момент духовное училище переживало реформу и сложившаяся обстановка усугубляла и без того тамошнюю тяжелую жизнь. Чтобы решить проблему необразованности сельского духовенства, священников заставляли под страхом лишения прихода поступать в училище. При этом потоки не делили по возрастам, и восьмилетний Николай учился вместе со взрослыми мужчинами.

В коллективе царило то, что сегодня называют «дедовщина». Ко всему этому, одним из излюбленных педагогических методов воспитания были розги. Внимательный Помяловский вел подсчёт, согласно которому за 8 лет обучения его выпороли четыреста раз, «кроме того, он почти каждый день стоял на коленях, часто бывал оставлен без обеда и подвергался другим наказаниям» (Глинский Б.Б. «Жизнь Николая Помяловского», 1898). От всего этого бурсу он возненавидел всей душой, что нашло отражение в его знаменитом произведении «Очерки бурсы», где себя он представил под кличкой «Карась».

В старших классах Николай мог постоять за себя, потому что считался отпетым даже для бурсаков. Один из его друзей вспоминал историю их знакомства:

«Он шел по мосткам в порыжелой казенной шинели, ободранной и истасканной донельзя, шапка нахлобучена была по самые уши, воротник поднят, и из-за воротника виднелся один только глаз со шрамом.
– Это Карась, – шептали мне товарищи.
– Карась? – громко спросил я.
– Тише!.. Услышит, так рад не будешь: побьет».

(Борис Вальбе «Помяловский»)

Тем не менее, училище он окончил с хорошим аттестатом, но характер Помяловского изменился не в лучшую сторону. Он ожесточился, стал недоверчивым и замкнулся в себе. По словам его ближайшего друга, даже с ним он никогда не был полностью откровенен. О семье и вовсе не говорил, опасаясь, что ему ответят насмешкой над его лучшими чувствами. А отдушиной ему стали книги. Он увлеченно читал все, что попадалось в руки.

Поэтому, когда он перешел в Петербургскую духовную семинарию, он с огромным удовольствием стал одним из редакторов журнала «Семинарский листок», выходившего раз в неделю. И здесь обнаружился его недюжинный талант. Его статьи, рассказы и сочинения на уроках каждый раз производили большое впечатление. Но острота и вольность этих работ со временем заставила руководство семинарии запретить издательство журнала, после чего интерес к учебе у Помяловского пропал и в этот раз закончил он с плохим аттестатом.

По окончании учёбы бывший бурсак два года был без работы. Зарабатывал, где приходилось – читал с дьячками по покойникам, пел в церкви, давал частные уроки, переписывал бумаги. Но принять посвящение отказывался. Вместо этого он занимался самообразованием и пробовал себя в писательстве. И пробовал успешно. Несколько его педагогических статей и очерков были опубликованы в «Журнале для воспитания». Помяловского постепенно стали замечать. И вскоре он познакомился с К.Д. Ушинским, который пригласил его преподавать русский язык в Смольном институте благородных девиц. Однако, разойдясь во взглядах на преподавание с педагогами института, бросил это дело.

«Из грязи в князи» и обратно

Бедственное положение писателя закончилось только после публикации «Мещанского счастья» в журнале «Современник». Признание обрушилось на Помяловского и привлекло к нему видных литераторов, а Чернышевский и Некрасов заплатили ему щедрый гонорар. К сожалению, вторую часть повести читатель увидел не сразу. Добившись славы, вчерашний разночинец не стал противиться её искушениям и праздновал свой успех так усердно, что попал с белой горячкой в Обуховскую больницу. Там его продержали месяц, где он и начал работать над «Молотовым», который произвел на читателей еще большее впечатление. А чтобы решить его финансовые проблемы, Некрасов стал платить от редакции «Современника» определённое содержание.

Но и это не спасло Помяловского от страшного порока, которому подвержены многие писатели. Стремительно его характер портился, он приобрёл сомнительные знакомства в низших слоях населения Петербурга, стал кутить и пропадать неизвестно где. Вместе с этим он продолжал писать и печататься. Периоды забвения чередовались с активной работой.

В письме 19 марта 1862 года Помяловский просит Некрасова спасти его от «позору», поскольку он «под пьяную руку пропил» «78 рублей кредитными билетами и шесть рублей серебром, принадлежавших воскресной школе, где Помяловский работал в благотворительных целях» (Макеев М.С., 2017).

В июне 1862 года правительство приостановило издание «Современника», Чернышевский был арестован. Это еще больше подкосило писателя, он пытался покончить с собой, но в итоге загорелся идеей нового романа – «Брат и сестра», который, к великому сожалению, лишь пополнил список утрат в русской литературе. Согласно замыслу – брат и сестра, наивные люди гуманных идей, опускаются все ниже и кончают приютами на Сенном рынке. Помяловский думал показать дома терпимости, воровские притоны и даже описать проституток. Но в попытках понаблюдать и изучить это население, писатель лишь быстрее падал на дно.

Помяловский отдавался «своему пороку целыми неделями и месяцами». «Под конец жизни страсть к вину приняла в нём невероятные размеры. В самых грязных трущобах, на Сенной, отыскивал он каких-то приятелей и целые недели проводил с ними в оргиях и бесшабашном кутеже. Приходя в себя, Помяловский сам ужасался своего положения и чувствовал, что заходит очень далеко; своей страсти он боялся. “Это болезнь, – говорил он, – страшная болезнь, которая медленно разлагает человека и даже доводит до подлости – я этого больше всего трушу”» (Городецкий Б., 1905).

Биографы писали о нём как о талантливом писателе, но в моральном отношении совершенно опустившимся человеке.

Брат постоянно получал от него записки подобного содержания:

«Володя, я сильно пью! Возьми меня!.. Если ты не согласишься на этих днях отобрать от меня деньги, я пропью свою душу. Я хвораю уже… Мочи нет и жить, братец, тяжело; хочется хоть в водке забыться, хотя и понимаю, что это не дело. Володя, спаси меня! Иначе, клянусь честью, я погибну!..» (Борис Вальбе «Помяловский»).

Две стороны одной страницы

Можно было бы подумать, что причиной падения гения стало признание, к которому Помяловский шел с большим трудом и усердием. Но нам самом деле, корень этого зла намного глубже и зародился еще в детстве писателя. Как он сам признавался: «Первый раз пьян я был на седьмом году. С тех пор … страсть к водке развивалась крещендо и диминуендо».

Атмосфера похорон и поминок в церкви и на кладбищах способствовала тому, что еще до первой пробы своего пера он уже боролся с пагубной привычкой. В ненавистной ему бурсе она расцвела гнойником, потому что пьянство там считалось доблестью.

Писательство в семинарии стало кратковременным спасением. Дело, которое ему по душе, могло оторвать Помяловского от водки, но запрет на выпуск журнала стало костью в горле, которую можно было только запить. «Куда же теперь я дену свои досуги? Герминевтику, что ли, долбить? Дудки, брат! Лучше пить буду» – пишет он своему другу Благовещенскому.

Помяловский пришел в русскую литературу как разоблачитель пороков общества, но сам так и не смог справиться со своим. Его жизнь ходила по тонкой грани между талантом и внутренней тьмой. К сожалению, последнее оказалось сильнее.

Осенью 1863 года у него случился очередной приступ белой горячки, вследствие которой у него открылась опухоль на ноге и вскоре он умер от гангрены на 28-ом году жизни.

Деньги на достойные похороны писателя собрал Некрасов. Николай Герасимович Помяловский нашел покой на православном кладбище Малой Охты, недалеко от алтаря церкви, где служил его отец.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube