Во вторник, 11 февраля, в Госдуме состоялся правительственный час, посвященный разработке «Стратегии развития системы образования до 2036 года с перспективой до 2040 года».
Лидер фракции «Новые люди» Алексей Нечаев в своём выступлении заявил, что основная задача, которую должна решать образовательная стратегия, – определить, какими мы хотим видеть наших детей и в каком мире они будут жить.
«Мой учитель Михаил Петрович Щетинин говорил, что ученик должен не готовиться к жизни, а жить. Это и есть главная задача нашей стратегии. И для этого в образовании нужно внедрить три главных принципа.
Первый принцип – больше практики. Второй – индивидуальные образовательные траектории. Третий принцип – равенство. Когда все мировые знания и новые технологии доступны в любом регионе страны.
Хорошая новость: ничего из этого не нужно придумывать с нуля. Всё это в стране уже есть, и прекрасно работает. Нужно просто взять и масштабировать самые успешные подходы», – написал он в своём телеграм-канале.
По его словам, уже очевидно, что индустриальное общество уходит в прошлое, уступая место эпохе гипериндустриализма и информационных технологий. Время фабричной классно-урочной системы прошло безвозвратно. Поэтому необходимо отказаться от принудительного единообразия.
«Единые стандарты – это хорошо, но единые учебники, заточенные под ЕГЭ – это плохо. Второе, что нужно сделать, это избавиться от потребительского подхода к учителям. До сих пор во многом их воспринимают как машину. Экономике нужно 100 тысяч инженеров, изготовьте нам 100 тысяч инженеров. Вот вам план, вот вам формы отчетности, давайте, работайте. Такой подход сейчас не работает. Учителя должны готовить не винтики для экономики, а раскрывать потенциал людей, выпускать творческих, критически мыслящих людей, которые выведут страну в лидеры во всех сферах», – пояснил Нечаев.
Однако для достижения этой цели, по его мнению, нужно изменить своё восприятие учителя, рассматривая его как личность, наделённую особой миссией, как человека, который закладывает основы ценностей и передаёт важные идеи.