Как сегодня читают студенты? Можно ли измерить качество усвоения учебной литературы? Для чего это может быть нужно вузам? Рассказывает директор EdTech-компании «Лань» Александр Никифоров.
Когда я учился, «правильное» чтение в вузе выглядело как ровная линия: учебник «от корки до корки», затем конспект и проверка по контрольным вопросам. Сегодня — иначе. Студент открывает не книгу, а «задачу»: точный вопрос, сжатый дедлайн, несколько источников. Он читает выборочно, собирает ответ из фрагментов — и делает это все чаще с экрана телефона. Такой способ снижает глубину погружения, но повышает точность и практическую ценность чтения: результат виден быстрее — в решенной задаче, проекте, курсовой.
Современные читательские стратегии
Вопреки распространенному мнению, чтение никуда не исчезло — оно изменило формат. Теперь «бумага» и «цифра» мирно сосуществуют, а экран смартфона — основное «окно доступа».
Например, в Китае в 2024 году доля взрослых с устойчивой практикой чтения составила 82,1%; в среднем в стране приходится 4,8 печатных и 3,5 цифровых книги на человека, и обе эти величины растут. И это не «конец книги — это новая конфигурация привычки читать.
Изменяется и мотивация к чтению, что фиксирует в том числе российский опыт: средний россиянин читает 6 книг за три месяца; ключевые мотивы — саморазвитие (57%) и работа/учеба (23%).
Собственно вузовское чтение становится мобильным и «точечным»: по данным опроса, еще в 2016 г. смартфоны для учебы использовали 54% студентов мира (в 2012 — 32%), в России в 2021 г. — уже 49%.
Также исследователи отмечают, что у читателей-студентов стратегии расходятся: «любители» читают ради интереса, «прагматики» — ради результата; чередуются «быстрые заходы» по ключевым словам и возвраты к полному тексту, если того требует задание.
Технологии, которые меняют чтение
Чтобы студенты не тонули в избыточной информации, страны собирают знание в единые платформы-хабы. Например, в Китае Smart Education of China — государственная платформа, которая получила премию ЮНЕСКО за использование ИКТ в образовании, объединяет десятки тысяч ресурсов по всем уровням образования. Это не просто «еще один сайт», а опорная точка навигации: здесь собраны учебные курсы, мультимедиа, открытые онлайн-курсы — в единой экосистеме.
В Индии роль такого хаба для вузов играет e-ShodhSindhu — национальный консорциум доступа к научным журналам и книгам. По сути, это открытый пропуск в ведущие библиотеки для студентов и аспирантов.
В нашей стране электронные библиотечные системы (ЭБС) позволяют измерять глубину чтения, количество прочитанных книг и страниц.
Практикоориентированность и чтение «по запросу»
Проектное обучение и стажировки формируют новый подход — «точечное» чтение. Студенту нужны не главы «про все», а точные выдержки из стандартов, руководств и учебников, доступные в одном месте и адаптированные под мобильный формат. Например, в УрФУ 80,5% программ включают задачи от 597 индустриальных партнеров, а это меняет саму логику работы с текстом.
В разных странах практикоориентированность образования закрепляется официальными регламентами. Так, в Индии Национальный кредитный каркас (NCrF) формализует трудозатраты студентов: 1 кредит = 40–45 часов обучения (включая самостоятельную работу). В такой логике чтение — это не «сколько страниц ты прочел», а какой результат ты получил, читая текст за отведенное время.
Соответственно, меняется и способ подачи информации. При just-in-time чтении — то есть чтении «по запросу», когда студент ищет информацию под конкретную задачу, — уместны «умные» оглавления, поиск по смыслам, привязка к конкретным кейсам, закладки «под ситуацию». А значит, частью академической грамотности становится навигационная грамотность.
Бумага против экрана: что говорит наука
Обзоры последних лет представляют детализированную картину. Авторы ряда исследований отмечают небольшое, но стабильное преимущество бумаги в плане понимания текста. Однако для студентов-медиков метаанализ не показал существенной разницы при грамотном дизайне материалов. Вывод простой: дело не в «носителе как таковом», а в структуре интерфейса, задаче и типе текста.
Как измерить чтение
Попытки понять, как читают студенты, предпринимались давно. За основу брались разные критерии: количество посещений библиотек и книговыдачу, скорость чтения, предпочтительность бумажного или электронного формата. Однако все эти метрики носили в основном количественный характер. А можно ли измерить качество: насколько глубоко погрузился студент в книгу? Что из прочитанного усвоил? Какую пользу получил?
Цифровая среда делает чтение измеримым: помимо собственно факта обращения к полному тексту, появляется возможность оценить глубину (страницы/время), возвраты, последовательность переходов. Оценить эти параметры помогают специальные электронные инструменты. Например, Индекс читательской активности показывает вовлеченность и опирается на собственную выборку (87 тыс. единиц, 417 вузов, 4,64 млн обращений в 2024-м).
Для руководителей вузов — это не «рейтинг ради рейтинга», а еще одна дополнительная измеримая метрика качества учебного процесса: она помогает понять, как через стимуляцию чтения первоисточников влиять на качество обучения. Такие индикаторы позволяют сравнивать университеты, сглаживая различия между ними.
На горизонте 5 лет: что будет меняться в вузах
В фокусе «Приоритета-2030» — проектные форматы. Они подразумевают, что студент не штудирует весь учебник подряд, а находит релевантный фрагмент через ЭБС или ИИ-помощника и проверяет себя по первоисточнику. Это и есть новая грамотность чтения: навигационная, атрибутивная, основанная на возвратах.
Сегодня очевидны несколько сценариев, которые определят особенности студенческого чтения в ближайшем будущем:
● От «фонда» к «навигации». Учебные фонды — печатные и цифровые — будут организованы под сценарии задач. Это повлечет пересборку каталогов: от «книжных единиц» к «единицам смысла» (параграф, таблица, кейс, формула).
● ИИ-атрибуция источников. Не «ответ из ниоткуда», а точное указание — ссылка на страницу и абзац. В интерфейсе — всегда рядом «как сформирован ответ» и «чем он подтвержден». Это снимет соблазн «читать только саммари».
● Микроформаты и мобильность. Короткие «обучающие узлы» (2–5 минут) как вход в тему; далее — «лестница» к первоисточнику. На смартфоне — без визуального шума, с нормальной типографикой и заметками, которые синхронизируются с десктопом. Тенденция уже видна в национальных платформах уровня SEC.
● Аналитика чтения для управления учебным процессом. Дашборды чтения должны стать частью академического управления: преподаватели и деканы увидят не «сколько скачали», а как читают, где «узкие места» и какие материалы реально работают.
При всей технологичности главный тезис прост: качественного высшего образования без чтения верифицированных источников не бывает, как и раньше, оно — главный способ получения знаний. Но это уже не обязательный «марафон от первой до последней страницы», а грамотная сборка знания из проверенных источников — с навигацией, атрибуцией и возвратами к целому.
Мы действительно много говорим о плюсах и минусах ИИ, но главное изменение — тихое и упорное: студенты не отказываются от текста — просто читают его по-другому. И те, кто научится проектировать это чтение, выиграют и в качестве подготовки, и в карьере своих выпускников.















